Сетевые слухи появились одновременно с возникновением интернета. Это естественно: пожалуй, еще ни разу за всю историю человечества у него не было возможности распространять непроверенную или плохо проверенную информацию с такой легкостью и непринужденностью, да к тому же не опасаясь ответственности за «предоставление заведомо ложных сведений».
Другой вопрос, что еще несколько лет назад все было немножко не так. Тогда в Сети было значительно меньше активных пользователей, и найти человека, который пустил тот или иной слух, было сложно, но вполне возможно. Приведу пример.
Буквально через месяц после появления в Сети самой первой версии печально известного троянского коня BackOrifice, мне понадобилась консультация касательно технических подробностей работы этой неоднозначной утилиты. Посетив несколько сайтов соответствующей тематики и ничего особенного там не найдя, я вспомнил, что кто-то из моих заокеанских асечных знакомых рассказывал мне про человека по имени Роберт.
По слухам, он был известен в сетевой тусовке своей готовностью всегда помочь ближнему и слыл большим знатоком систем сетевой безопасности, и где-то, когда-то и кому-то говорил, что располагает информацией, как раз мне необходимой. Я сам пару раз встречал его сообщения в форумах, посвященных программированию, но лично с ним не общался, и, в силу ряда причин, не запомнил, на каком именно форуме Роберт излагает свои соображения.
В итоге найти этого товарища оказалось просто: я разослал где-то сотню сообщений своим забугорным знакомым по ICQ с одним и тем же вопросом: не видели вы случайно где-нибудь товарища Роберта, спеца по безопасности? И если видели, то не могли бы вы ему передать, что его ищет парень Remo из России с целью проконсультироваться? Через два часа мне пришел запрос на авторизацию от Роберта, который, как оказалось в дальнейшем, сам сознательно про себя распространял слухи с целью последующего трудоустройства.
Сейчас все сложнее. Народу много, в Сеть пришла политика со всеми вытекающими, и понять, откуда взялся тот или иной слух, порой бывает очень сложно. Но некая система в появлении и распространении слухов все же наблюдается.
Часть первая — создание одного слуха
Вполне естественно, что Сеть, как порождение высоких технологий, в значительной степени этим самым высоким технологиям и посвящена. Соответственно, и народа, который интересуется высокими технологиями в интернете, тоже хватает. А спрос порождает предложение — и вот, уже многие тысячи сайтов пытаются подняться на самые вершины топ-листов рейтинговых систем, публикуя скандальную информацию из мира hi-tech.
В процессе подготовки этого материала я совершенно случайно пересекся с одним своим старым знакомцем (что называется, столкнулись в чате), который раньше работал специалистом по пиару в крупной западной компании, и, в общем-то, знает «не приблизительно», как организуется слух. По его словам, делается это следующим образом.
Допустим, надо сделать так, чтобы конкуренты крупной hi-tech компании AAA взволновались, а на большинстве новостных сайтов технической тематики появилась новость, в которой бы упоминались совершенно потрясающие возможности этой компании (неважно, по какому поводу). Денег на подобное мероприятие штаб-квартира компании выделять не хочет, поэтому методы официального пиара исключаются.
Что делает человек, которому надо пустить слух? Во-первых, он смотрит, какие приобретения делала последнее время компания. Видит, что она совершенно случайно купила контрольный пакет акций конторы, которая занимается доставкой обедов в офис, и среди ее клиентов есть завод, на котором кроме других полезных вещей делают какие-нибудь манометры, которые в дальнейшем используются в неких агрегатах, устанавливаемых на эсминцах. Человек все это дело у себя в голове суммирует и лезет в ньюсгруппы (именно туда — сейчас Usenet можно считать подвалом сетевых слухов, как раз там интересные и необычные новости появляются раньше всего), где тусуются заматерелые интернетчики и мрачные сисадмины.
Через час в паре десятков конференций появляются постинги приблизительно следующего содержания: «Компания ААА приобрела контрольный пакет акций компании БББ, которая, как мне стало известно из инсайдерских источников, аффилирована с заводом, производящим эсминцы. Официальные лица компании ААА отказываются подтвердить достоверность этой информации. Может быть, компания ААА стремится завоевать мир?» В этом постинге последняя фраза — ключевая.
Подобного рода информация начинает стремительно распространятся сперва по ньюсгруппам, потом она появляется на форумах, ее начинают рассказывать друг другу по аське, и через пару дней несколько новостных сайтов пишет про эту историю новость. Причем, как правило, сайты, пользующиеся в качестве первоисточников ньюсгруппами, стараются более или менее проверять информацию, поэтому кто-нибудь обязательно обращается в пресс-отдел компании ААА с вопросом: «А действительно ли вы собираетесь делать эсминцы?»
Как правило, в пресс-отделе основная масса народа не в курсе, что эта вся история началась с невинного постинга в ньюсгруппе, и даже если там знают о приобретении конторы, которая готовит обеды, никому и в голову не приходит развить эту не особенно логическую цепочку до стадии «мы делаем эсминцы». Поэтому в ответ ньюсмейкеру присылают письмо, в котором говорят, что «все ушибленные на голову могут, конечно, думать, что им хочется, но мы делаем программы и маршрутизаторы, а не военные корабли»!
Сотрудники других новостных сайтов, увидев информацию о эсминцах сразу в двух местах, начинают завидовать эксклюзивности новости и, в зависимости от степени собственной совестливости, либо переписывают ее своими словами, оставляя ссылку на первоисточник, либо ссылки не оставляют, и говорят, что это инсайдерская информация. Через неделю бред про эсминцы повторяет весь интернет, история обрастает подробностями, появляются очевидцы спуска на воду эсминца с логотипом компании ААА на борту.
А если повезет, то эту трогательную историю начинают рассказывать и дикторы телевидения, где, как известно, довольно распространен творческий процесс под названием «заимствование информации с сетевых ресурсов без указания источника». Человек, который все это придумал, получает премию и спокойно ложится спать.
Это — совершенно реальная история, только по понятным соображениям я несколько изменил подробности, дабы нельзя было понять, о какой именно компании идет речь. Подобными технологиями для раскрутки себя, любимых, пользуются многие конторы, правда, по целому ряду соображений никто в этом не признается. И учтите — выше описана методика, которой пользуется крупная западная компания, которая привыкла жить более или менее прилично, а в Рунете попадаются настолько безбашенные личности и конторы, что ни в сказке сказать, ни вслух произнести!
Но зато у нас интереснее.
Часть вторая — слухи Рунета
Вот уж в чем в нашей стране никогда не было недостатка — так это в слухах. Служба общественной информации Одна Бабка Сказала (ОБС) работала бесперебойно во все времена, и вполне естественно, что наш интернет всегда полон самых неожиданных слухов и домыслов, причем неплохо структурированных.
Последнее время даже центральные каналы телевидения периодически показывают балансирующие на грани скандальности сюжеты, называя в качестве источника информации тот или иной сетевой ресурс.
Не будет преувеличением сказать, что самый известный Рунетовский ресурс, посвященный всевозможным слухам (он далеко не единственный, он просто самый известный и наиболее интересный) — это проект Сергея Горшкова — http://www.compromat.ru/. Прелесть этого сайта заключается в том, что автор использует исключительно общедоступную (и, зачастую, крайне нелицеприятную) информацию о тех или иных известных персонажах или структурах. Этот ресурс стал особенно популярным после какой-то мутной истории, связанной с временным его закрытием. По официальной версии одного из участников благополучно разрешившегося конфликта — за неуплату, по неофициальной… В общем, на самом ресурсе все подробно по этому поводу написано. Отличный, кстати, получился слух!
Этот сайт, как и несколько других, менее известных, представляет собой последнее звено в цепочке распространения общественно-политических и социальных слухов в Рунете. Если какой-либо слух родился и он действительно заслуживает внимания, на www.compromat.ru он появится обязательно. Создатель сайта уверяет, что не пользуется инсайдерской информацией (то есть источниками в тех структурах, о которых идет речь в материалах на сайте), и я готов ему верить.
Просто в этом нет необходимости, в Рунет постоянно сливают самую неожиданную информацию, да и сама возможность существования общественно-политического сайта, на котором постоянно публикуется инсайдерская информация про самые разные и, зачастую, крайне не склонные к шуткам и развлечениям структуры и людей, вызывает большое сомнение. Понятие государственной тайны у нас в стране еще никто не отменял, а инсайдерская информация, к примеру, из государственных структур по определению не может быть свободной для доступа.
А вот сделать качественный, злободневный «слуховой» ресурс, где используется исключительно free data — это пожалуйста. Ну, почти пожалуйста.
Существование онлайновых сборников инсайдерской и непроверенной информации возможно только в том случае, если эта информация посвящена некой области человеческой деятельности… ну, скажем, достаточно мирной. Например, отечественной hi-tech индустрии. Роль «помойки hi-tech Рунета», как некоторые называют ресурс, о котором пойдет речь, выполняет ricn.ru. Вся политика этого ресурса в целом и его создателя и бессменного редактора — Ярослава Грекова — в частности отлично отражена во фразе, которая цитируется на заглавной странице ricn.ru: «ИТ-ИНТЕРНЕТ-ISP-ТЕЛЕКОМ новости и аналитика с упором на скандалы, слухи и сплетни! Если у Вас есть новость или инфа, которая может быть нам интересна — присылайте ее нам и мы изготовим из нее ЗНОЙНЫЙ КОНТЕНТ».
Несмотря на то, что периодически на сайте появляются излишне, на мой взгляд, хамоватые сообщения, в целом как источник эксклюзивной информации «Моська Рунета», как называет себя Ярослав Греков, просто бесподобен.
Но ricn.ru — это опять-таки последнее звено в цепочке слухов. Много интересной информации можно найти на многочисленных форумах, которые пока успешно умудряются выдерживать конкуренцию с интернет-пейджерами. Особенно интересны закрытые форумы, где общается народ, самоотобравшийся по какому-то одному признаку (профессиональному или любому другому). К примеру, как оказалось, массу интересной (и не факт, что достоверной) информации о лоббистской деятельности Волжского автомобильного завода можно найти в конференциях, где беседуют владельцы автомобилей «Нива».
Значительный процент информации, которую можно найти в Сети, — это производные того или иного слуха. Многие даже не задумываются, почему именно этот ресурс и именно сегодня опубликовал именно такую новость, и воспринимают это просто как информацию в чистом виде, что неправильно, ибо она никогда не является таковой, и любой текст отражает лишь точку зрения тех, кто ответственен за его появление.
И кстати: не забывайте о том, что появление любого слуха в Сети означает лишь то, что это кому-нибудь нужно.
Remo