16 лет назад 5 ноября 2007 в 12:45 570

Про социальные сети сейчас пишут все, кому хочется написать что-нибудь околокомпьютерное. И это понятно и оправданно, так как тема очень благодарная: ничего похожего раньше не было, во что это выльется – неизвестно, да и вообще – всем интересно.

Не избежал этого соблазна и журнал UPgrade. Периодически многие из нас, включая меня, писали разного рода материалы о социальных сетях в целом и о каких-то из них в частности, ибо явления этого не замечать даже как-то странно.
Но мы-то ребята простые – фактически что видим, о том и поем. А вот разного рода авторитетные организации, которым, так сказать, по долгу службы приходится оценивать социальные сети с точки зрения выгоды / вреда / употребимости в хозяйстве, в публичных оценках долгое время были очень сдержанны. И их можно понять. Одно дело – следить за происходящим со стороны, периодически отпуская комментарии разной степени адекватности и остроумности, и совсем другое – участвовать в глобальных процессах формирования социумов, коими в наши дни и являются все более или менее успешные социальные сети. Первая роль, отведенная простым пользователям и журналистам, существенно проще, чем вторая, тем более что, в отличие от граждан первой категории, товарищи из второй подтверждают или опровергают свои представления о данном явлении преимущественно рублем или долларом (причем своим кровным рублем или долларом), а вовсе даже не опубликованным словом или неопубликованным мнением.
Вот возьмем, к примеру, социальную сеть Facebook, которая появилась относительно недавно из неоткуда, какое-то время с фантастической скоростью развивалась, стала всемирно известной – и вот сейчас неожиданно выяснилось, что Microsoft (между прочим, как бы кто ни относился к этой организации, именно она входит в Top-5 компаний, сформировавших облик нашего мира) сочла необходимым заплатить за 1,6 процента акций Facebook 240 миллионов долларов. В результате нехитрых математических вычислений выходит, будто менеджеры Microsoft считают, что капитализация данной социальной сети превышает 15 миллиардов долларов.
Согласитесь, неплохо. Но почему умные люди решили, что она столько стоит? Что такого есть в аккаунтах группы граждан (пусть и очень большой группы граждан), из-за чего редмондский гигант решил заплатить за миноритарный, то есть не дающий никаких особых прав, пакет акций такую серьезную сумму?
Как говорил мой предок, правда – она короткая. Вот и здесь ответ очень прост. Заплатили за людей. За аудиторию. За группы по интересам. За возможность знать, чем конкретно интересуются и что именно делают эти люди. Заплатили за доступ к личной информации.
Понятие приватности последние годы склоняют все кому не лень, и это оправдано, ибо действительно стало окончательно неясно, применим ли этот термин к людям, проводящим часть своей жизни (или всю свою жизнь – такое тоже бывает) в Сети. Формально – да, она, родимая, существует, потому что персонально вами никто интересоваться никогда не будет, за исключением тех случаев, когда вы в явном виде соберетесь нарушить действующее законодательство страны вашего проживания. А вот вы как часть некоей систематизируемой группы – это уже гораздо, гораздо интереснее всем, начиная с бизнесменов и заканчивая политиками.
На одном из крупнейших отечественных порталов, посвященных высоким технологиям, мне попалась любопытная заметка, в которой рассказывалось об отношении к социальным сетям сотрудников спецслужб. Как из нее следует, эти самые сотрудники в некотором недоумении, ибо социальные сети как-то так мягко и ненавязчиво решают основную задачу, во имя которой во все времена спецслужбы и создавались, а именно – сбор информации о людях. Гражданах. Товарищах.
В течение многих лет специально обученные люди занимались сбором информации о персоналиях, интересных системе, – любом из тех, кто сейчас существуют на нашей планете. Занимались профессионально, хитростям этого дела обучали десятилетиями и не зря, ибо это действительно довольно сложно – понять, что именно происходит в жизни того или иного человека.
А теперь большинство социально активных граждан более или менее развитых стран – они в интернете. Они в социальных сетях, они зарегистрированы в сообществах одноклассников, соседей, коллег и бог знает кого еще. Там есть вся информация о них – именно та, за сбор которой раньше платили деньги сотрудникам спецслужб.
Вот почему такие компании, как Microsoft, готовы платить колоссальные деньги, чтобы поучаствовать в социальных сетях. Информация о людях, об их жизни и пристрастиях, об их друзьях и врагах, об их интересах и недостатках – это именно то, что позволяет бизнесу быть бизнесом, а государствам – осуществлять свои функции. Но только теперь стало совсем просто, не надо ничего узнавать, все уже есть, все запротоколировано в логах, дневниках, User info и прочих местах в Сети, коих легион.
Плохо это или хорошо? Не нам судить. Но такого не было никогда, и никто не знает, что будет.
На сайте глубоко уважаемого мною Дмитрия Юрьевича Пучкова oper.ru появилась интересная заметка, где он пишет про своего коллегу, милиционера, который пришел к нему в гости и послушал рассказ про социальные сети. По завершению его бывший сослуживец с безграничным удивлением спросил: «А что, они это все сами в Сеть выкладывают?» Мне кажется, что это самая правильная оценка происходящего. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?