За годы жизни UPgrade мы протестировали и сравнили массу вещей, влияющих на звук, от акустических систем до программных плееров, прошлись в теоретических статьях по инсталляции и настройке всего этого добра, но ни разу не поговорили о том, что сильнее, а что слабее влияет на результат.
Пытаясь исправить ситуацию, я родил тот набор символов, что сейчас перед вами. В процессе раскрытия тема неожиданно расширилась непропорциональными отростками в разные стороны, в итоге получился пучок мыслей. «Правды жизни в каждом слове» не найдете, это просто набор устоявшихся соображений, которыми я сам пользуюсь. Надеюсь, он пригодится и вам.
Для начала хочется сказать пару слов людям, которые думают: «Зачем мне это эстетство? Я аудиофилиями не страдаю, слушаю себе музыку на чем привык, и чего искать от добра бобра?»
Зачем нам хороший звук
Итак, дорогие друзья, вы слушаете в основном радио, и на харде в виде MP3 у вас оседают записи понравившихся исполнителей. Осознавая себя потребителем музыкального мейнстрима, вы полагаете, что, поскольку в собранной вами коллекции нет симфонической музыки или заумного электронного неопостмодернфьюжнджаза, нет смысла заморачиваться аппаратурой и софтом с настройками. И, заводя музон на недорогих стильных колонках, купленных пару лет назад по дешевке в колбасном отделе аудиосалона, вы думаете, что у вас все хорошо. Увы, это не так. Сейчас приведу три неоспоримых довода.
Помните такую нерусскую команду Rammstein? Их крутили на всех радиостанциях, даже по зомбоящику казали, как целую нестареющую примадонну отечественной эстрады (как далеко шагнули биотехнологии за последний век! Ленина-то только после смерти мумифицировали!) или богоподобного Диму Билана. А кто те крашеные фитне-систы-немчуры? Известно кто. Трэшеры. (Знаю, что вроде как индастриал, я имею в виду в широком смысле слова.) Так вот. Когда пойдете выносить крупногабаритный мусор, пните ногой контейнер, оттуда с десяток таких трэшеров выскочат, потрясая застрявшими в патлах пивными банками. Почему этих по телевизору не кажут — понятно: не хотят травмировать психику зрителя. Но по радио-то срамоты не видно. Как же так вышло, что одни на гребне волны, а у других гребни только на голове? Неужели у Rammstein есть некие оригинальные композиционные построения? Или скопили за долгие годы выступлений сумму и банально заплатили правильным человекам?
Открываю страшную ИМХО-тайну, держитесь за табуретки. Все дело в звучании. В том, как звучат сами гитары по отдельности, в том, как стыкуются и какой звук дают вместе, в том, как складываются с вокалом. В настройке гитарных примочек, в обработках звука при записи, после записи… (Вы слышали, как эти черти звучат вживую, не на CD или DVD? И не надо.)
Но это уже детали. Смысл в том, что звуки, из которых состоят незатейливые композиции, красивы и пручи сами по себе. Сие есть краеугольный камень, сермяжная правда и основа основ, три-в-одном кита музыкального мейнстрима. Без искрящейся яркими красками звуковой палитры хита не создашь. А композиция, в свою очередь, обязана быть незатейливой — чтобы не отвлекать от звуков, не грузить и, наконец, своевременно надоесть, аккурат к выходу следующего хита… Если пример Rammstein вас не вдохновил, вспомните о других «опопсевших» (а на самом деле всего лишь поставивших коммерческий звук) деятелях псевдоандеграунда, например Prodigy и Korn.
На одном следовании формуле не доползти до вершины Фудзи, но премудрости попаданий в чарты нас не касаются. Мы вальяжным снобистским движением поворачиваемся неприличным местом к звездам эстрады и переходим к аппаратуре, а точнее искажениям. Чем они, эти искажения, нам немилы? Они, гадские козлихи, убивают те самые воспринимаемые ухом красоты, которые делают хит — хитом. Специалисты знают о нежелании широкой публики (для которой предназначен мейнстримовый музыкальный продукт) тратиться на приличные вещи и при работе над записями стараются обойти косяки аудиоширпотреба, чтобы результат зазвучал даже на убогом бумбоксе. Но существует объективный, технологический предел по лепке конфет из всякого. Юмор в том, что те самые народные музыкальные центры оказываются заметно ниже минимально необходимого для народной музыки уровня.
Вот тут самое время повести носом вбок и спросить себя: так ли? Может, кто-то и услышит разницу, а я — человек простой, слушаю музыку на простых колонках, аудиофилиями не… да-да, я помню. Выкатываю обещанный неопровержимый аргумент номер два. Все знаменитые качественные пороги вроде ±3 дБ частотных и 10% нелинейных искажений были получены в результате опытов на нормальных, обычных людях, а не специально обученных аудиоэкспертах или завсегдатаях филармоний. Те же простые любители послушать музон от случая к случаю в свое время сделали выбор в пользу стерео против моно. Разницу между моно и стерео слышите? Существенная? Вот и я про что. Простой любитель разве что не сможет объяснить, что конкретно ему не нравится, но выбор в пользу системы с нормальными характеристиками сделает так же уверенно, как и эксперт.
Итак, у говорящей человеческими голосами жабы остается последнее прибежище, именуемое в простонародии глухим отрицаловом. «Плевать, мне это неинтересно…» А вот фиг там, интересно. Музыку ведь слушаете? Значит, она вам нравится. А основной кайф от нее совсем не в застревающей в голове приставучей мелодии, она — только носитель, как компакт-диск, а в… смотри аргумент номер один и все нижеследующее.
Вот что еще что хочется добавить: можно всю жизнь жрать батоны с майонезом, бог даст, не помрете. Очень экономно получится. Если это ваш случай, я умолкаю. Если нет, выделите из бюджета на звук пару сотен баксов вместо магической сотни для всего неважного, сделайте это не из любви к искусству, а из уважения к себе.
Отличный звук за $150
Итак, с гипотетическими двумя сотнями все более и более условных единиц в воображаемой руке мы подходим к основной теме беседы. Плавно так, косясь на малоценные купюры и терзаясь сомнениями. Неужели можно за двести баксов получить отличный звук, так сказать, с нуля? Можно, отцы. Есть один ни с чем не сравнимый вариант по количеству чистого звука на вложенный бакс, это наушники. Любому человеку без опыта прослушивания музыки на качественной аппаратуре до занудства настойчиво рекомендую вложиться именно в них, на 75%. Остальные 25% или тратим на звуковую карту с приличным выходом на наушники.
В районе 150 стремительно расцветающих зеленых стоят модели, дающие почти идеальный звук. Чтобы подобрать АС и усилитель сопоставимого уровня за $1000, придется много бегать и слушать. Для особо наивных, если таковых еще в 90-е не перебили как курей палками, делаю оговорку: не каждые наушники за 150 баксов хороши, да и среди более дорогих наушников много откровенного хлама. На моем рабочем столе сейчас лежит пара чашек ценой под 300 баксов, за которые я бы не дал и 50 — откровенная халтура, которая, впрочем как всегда, найдет своего ло… покупателя.
Чуть выше я упоминал об опыте прослушивания некоей качественной аппаратуры. Что к ней отнести? Отталкиваться от цены — зло, но в нашем случае неизбежное, других вариантов не видно. Будем считать планкой самые удачные образцы АС и усилителей суммарной ценой от тысячи долларов.
За полгода правильные наушники обеспечат любителю музыки тот опыт восприятия качественного звука, после которого при желании можно самостоятельно выбирать акустику. Наступит и ясность относительно многих мелочей, например, будет понятно, насколько вас раздражают кривая передача ВЧ и, как следствие, «атмосферы», а также высокобитрейтный MP3, готовы ли вы мириться с этими искажениями или, презрев экономию места на харде, станете хранить музыку в lossless-форматах… что, впрочем, даже не второстепенно. Еще неплохо бы переварить и осмыслить те характеристики, которые предлагает метод FSQ, и выяснить, какие аспекты звуковой картинки особенно дороги лично вам, — это будет хорошим подспорьем при выборе АС.
Может возникнуть искушение сэкономить и взять наушники для «создания фона», особенно если музыку в основном слушаете во время работы или других занятий. Резона поддаваться искусу нет, убрать перегруженность деталями можно обычным эквалайзером софтового плеера, плавно задавив высокие частоты. Минусуем 3-5 дБ на 20 кГц, выравниваем кривую к 5 кГц, и все ОК.
Наушники vs колонки
Зачем искать от добра большего добра, да еще за большие деньги? Наушники
никогда не дадут вам нормального стереоэффекта (ни софтовые плагины, ни специализированные аппаратные процессоры с задачей не справляются, хотя ситуацию, безусловно, улучшают) и не позволят ощутить звук телом. Подобных эффектов на звуковых дорожках запрятано немало, в том числе и на музыкальных. Есть у Future Sound of London такой мини-альбом Cascade, так там помещение наполняется невидимыми, но воспринимаемыми по перемещениям воздуха существами. Вы ощущаете, как они ходят, летают, дышат, вы точно знаете, в какой точке комнаты они находятся, вы их как будто видите… Натурально чудеса. Недостижимые на наушниках. Полумеры типа сабвуфер плюс «чашки» спасают лишь частично: дают сотрясение от пиротехнических эффектов, и только. С другой стороны, это уже совсем другой прайс, и к тому же предполагается, что юзер перелопачивает Сеть и впоследствии магазины в поисках новых интересных записей; для среднего любителя музыки серьезный аппарат — неоправданная финансовая трата.
Лучше, но дороже
Сколько придется отдать за хорошую акустическую систему, если проводить аналогию с наушниками? Из прочитанного выше могло создаться впечатление, будто планка держится на отметке $1000. Много? Обнадеживаю: на самом деле все еще хуже. Порогом разумного, за которым число оправдывающих траты девайсов все меньше, а материализаций нездоровых «революционных открытий» инженеров и «чисто дизайнерских решений» все больше, является сумма в 4-5 килобаксов: 3-4 тысячи на пару АС, килобакс на усилитель, и при правильном выборе имеем систему, на которой можно спокойно остановиться. Как всегда, из правила есть исключения вроде Magneplan и прочих удачных нетрадиционных систем, но это все же экзотика.
Это не означает, что на более дешевые системы не стоит тратить деньги. Есть замечательный трифоник за полторы тонны евро, есть прекрасные активные мониторы ближнего поля, малогабаритные, великолепно подходящие к компу, есть интересные варианты за 500, 400, 300, 200 баксов, все они стоят своих денег. Это означает, что покупка более дорогой системы АС даст заметный прирост в качестве звука.
Приоритеты
Мы дошли до вопроса, ради которого был затеян текст. До распределения затрат в зависимости от эффекта, который они оказывают на качество звука, и вообще до того, что влияет на звук больше, а что меньше. Перехожу к делу сразу.
На первом месте у нас излучатели, будь то наушники или колонки: именно они в наибольшей степени влияют на звуковую картинку. Имея бюджет в 300 баксов, тратить 150 на мультимедийную АС и еще 150 на звуковую карту неразумно. Разницу от замены интегрированного кодека на что-нибудь серьезное вы заметите сразу и без усилий, но, если бы вы выделили на активные колонки 250 баксов, а на остаток купили бы что-либо пролетарское, результат был бы лучше.
На второе место по значимости я бы вынес… расстановку АС (мог бы и на третье, после усилка, но оставлю здесь, чтобы подчеркнуть значимость). Да. окружение влияет на звук очень сильно. Все про это слышали, но склонны недооценивать эффект и ставить колонки как получится, исходя только из удобства юзания. Очень зря. Расстановкой можно опустить ниже плинтуса звук отличной системы, а можно и скомпенсировать недостатки АС — и эффект компенсации будет очень сильным. Другое дело, что это сложно, придется поступаться удобством, и если пространство для маневра ограниченно, лучше сразу это понять и покупать нетребовательную к расположению компонентов систему.
По вопросам позиционирования рекомендую статью Флойда Тула Loudspeakers and Rooms: Working Together (берем в Сети). Есть пара русских переводов, не шибко литературных, но вполне доходчивых.
Лучший вариант конструкции недорогой АС, кстати, — трифоник. Классический, с малогабаритными сателлитами, не играющими ниже 150 Гц. Вроде простая, но совершенно гениальная штука: благодаря единственному НЧ-динамику имеем невысокую цену по сравнению с трехполосниками (динамик и фильтры для него дороги), лучшее «разрешение» по сравнению с двухполосными системами в середине частотного диапазона плюс к тому небольшие габариты сателлитов (ну не нужно СЧ-динамику большого ящика, и «дерево» совсем не обязательно) и меньшие проблемы с расстановкой — искать правильную точку надо будет только для сабвуфера.
Лирическое отступление, анекдот из жизни, про расстановку. Ехал ночью с работы на изловленной машине, выразил водителю свое удивление необычным звучанием АС. Он воспринял это как комплимент. Приподнял седушку, а там… колонка «Радиотехника», не разглядел точно, по-моему, что-то типа 15 АС. Далее последовал стандартный гон про то, что так уже не делают, про магические свойства дерева, про чудовищные псевдотеоретические преимущества диковинной инсталляции (на тему «вставлять динамики в дверь — зло, установить деревянные колонки под сиденья лучше»)… Я вот ехал, дивился фантазиям и все задавался вопросом: глухой, что ли? Подобные одержимые люди, кстати, открывают хай-эндные мини-фирмы со штучным производством уникальных изделий, в которые с любовью вкладывают свои бредовые идеи. Будьте осторожны.
На третьем месте после расстановки идет усилитель. Дорогие они, заразы, докупать к мультимедийной системе серьезный аппарат невыгодно и странно, по крайней мере без прицела на последующий апгрейд акустики. Для любителей экономить есть неторная дорожка: богатые аудиофилы нередко покупают себе усил, а потом разочаровываются и сливают его. Иногда — обратно в тот же аудиосалон, где брали. Б/у девайсы стоят значительно дешевле, сэкономленная сумма может составить 30-50% от стоимости нового устройства. С другой стороны, есть опасность купить некондицию, и немалая: брака в продаже хватает.
На четвертом месте, наконец, идет звуковая карта. В каком смысле — на четвертом? Это значит, что мы задумываемся о ней только в тот момент, когда вопрос с АС и УМ (или активными колонками) решен и расстановка оптимальна, а до тех пор сидим на HD-кодеке и не переживаем. Все-таки откровенный шлак среди распаиваемых на платы решений попадается так же редко, как и бриллианты.
Все. Остальное по своему влиянию располагается не на пятом и не на десятом, а на «стопицотдесятом» месте. Но в пределах разумного. Провода, бесспорно, должны иметь достаточное, соответствующее мощности сечение, зачищенные концы не должны окисляться, а контакт с клеммами обязан быть надежным. Виброразвязка колонок с НЧ-динамиками тоже будет полезна.
Главное — без фанатизма, постепенно переходящего в безумие, когда в домах людей появляются серебряные USB-шнуры для подключения внешних аудиокарт, подставки под провода (кроме шуток!) и аудиофильские силовые кабели. На восприятие музыки все это не влияет. Слышащим (с большой буквы: Слышащим) предлагали деньги за доказательства их необыкновенного дара, вплоть до миллиона «зелени», всего-то надо было пройти обычный «слепой» тест. В итоге — куча развесистых, изобилующих длинными словами отмазок и ни одного положительного результата.
Суммируем
Все-таки резюмирую коротенько, ибо получилось длинно. Точнее, вынесу сюда тезисы.
Хорошие наушники — единственно правильное решение для человека, который озаботился качественным звуком, но до сих пор находится под впечатлением музцентров и недорогих АС.
Колонки способны дать более приличный звук (не говоря о банальном удобстве), но цена будет намного выше. Даже при удачном раскладе — на порядок. Покупать АС и усилитель надо уже после наушников, когда вы привыкнете к качественному звуку, сможете самостоятельно оценить предложения и, по-хорошему, разберетесь в том, какие аспекты звучания для вас важнее всего.
Колонки / наушники обеспечивают процентов семьдесят того звука, который вы слышите. Все остальное влияет значительно меньше.
Не следует пренебрегать расстановкой колонок: если вам неохота изучать данный вопрос, подберите неприхотливые АС. Впрочем, озадачиться как минимум поиском удачного места для сабвуфера все равно надо.
На третьем месте по вкладу в звук после колонок и помещения идут усилитель и, с заметным отрывом, звуковая карта.