18 лет назад 17 октября 2006 в 17:11 918

Когда в возрасте лет эдак пятнадцати я понял, что, в соответствии с современными представлениями о физической природе мира, пилотируемая космонавтика является тупиком (до ближайшей к Земле звезды лету целых двести лет), это стало моей личной трагедией.

Позже, взглянув на мир глазами студента технического вуза, я понял, что предел мечтаний человечества заключается в освоении внутренних планет Солнечной Системы, и никогда человек не будет топтать пыльную поверхность далеких звезд, ведь до некоторых из них невероятно огромные расстояния, которые даже световой луч может пересечь лишь за тысячи, а то и миллионы лет.

Так на что же мы можем надеяться, вместе со всеми своими ракетами, работающими на химическом топливе и напоминающими консервные банки? На то, что еще при нашей жизни какой-нибудь полубезумный профессор придумает способ мгновенного перемещения в пространстве всего за 27 копеек? Наверное, можно надеяться и на это. А главное — можно мечтать. За это не берут денег и не требуют объяснений. Однако иногда хочется и своими глазами взглянуть на все то, о чем столько прочитал. Но, к сожалению, Московский Планетарий закрыт на ремонт…

Черная депрессия уже почти стиснула свои холодные лапы на горле, когда я наткнулся на программу StarStrider, разрекламированную разработчиками как трехмерный планетарий, содержащий к тому же полную информацию о множестве всевозможных небесных тел и предоставляющий ее в доступной и наглядной форме. Заинтригованный, я бросился качать необычную утилиту и тут же убедился, что занимает она всего 
6 Мб! Сразу возник вопрос о том, как же уместились в столь незначительном объеме все красоты Пространства?

И так ли это все красиво, как утверждают заинтересованные в моих кровных долларах лица? Да, несмотря на свой маленький объем, программа хотела денег. Она работала, делала все, что попросят, но только в течение десяти минут. По истечении этого срока производился автоматический выход из программы с соответствующим сообщением о необходимости уплаты некоторой суммы в фонд голодающих программистов. Причем сумма эта была отнюдь не маленькой — $59.95! За что же хотят злые дядьки столько денег?! Задавшись этим вопросом, я сел разбираться.

Для начала программа забросила меня прямо в космос. Пытаясь освоить управление StarStrider, я оказался в местах столь отдаленных от нашей планеты, что даже не сразу нашел ее на звездном небе. Спасибо разработчикам: такие значительные (по важности, а не по размеру) небесные тела, как планеты родной системы, подписаны, и их легко разыскать даже издалека. 

Перемещения по космосу, которые, кстати говоря, значительно превосходят по скорости луч света, производятся при помощи клавиш курсора и пробела. Последний передает управление курсом полета на мышку или возвращает его кнопкам. Стрелки вперед-назад регулируют скорость (которая, кстати, вполне может быть и отрицательной, то есть двигаться можно назад), а право-лево управляют направлением вращения — управление, хорошо знакомое всем, кто хоть раз играл в космические симуляторы. 

Теперь нужно поискать подходящий небесный объект для изучения. Им стала планета Марс, к которой я, каюсь, испытываю некоторую слабость. Даже когда всем стало ясно, что знаменитые марсианские каналы являются обманом зрения, эта планета продолжает оставаться окутанной некой завесой тайны. Так вот, подлетаю я к ней с южного полюса и вижу… Диск планеты освещен Солнцем с одной стороны, линия терминатора (условная граница дня и ночи, иными словами, света и тени) плавно скользит по поверхности, заставляя атмосферу вспыхивать ярким серпом.

Кратеры, смазанные и размытые миллиардолетней атмосферной эрозией, проплывают перед глазами. Зрелище просто завораживающее. К тому же, на орбите Красной Планеты беспрестанно кружились два ее бессменных спутника — Фобос и Деймос. Наведя курсор на одного из них, я тут же получил исчерпывающую информацию о массе, размерах, периоде обращения спутника и кучу других, не столь очевидных, параметров. Само небесное тело при этом помещено в центр экрана. 

В меню, которое появилось при нажатии кнопки табуляции, программа предложила найти какое-либо интересующее меня небесное тело или воспользоваться специальным скриптом, при помощи которого записан целый ряд экскурсий. Во время них можно вообще не трогать кнопки, а просто сидеть и наслаждаться красотами космоса. Меня заинтересовали спиральные и шаровидные галактики, по которым мы и пробежались вместе с виртуальным гидом. При этом удалось наделать огромное количество скриншотов — такая возможность также присутствовала.

Посмотрел я и на Землю. Зрелище фантастическое, достаточно сказать, что по диску ползут совершенно всамделишные облака, а на ночной стороне планеты можно разглядеть мерцание огней городов. Несколько портила впечатление постоянно плавающая через весь экран в разных направлениях надпись, гласящая о том, что передо мной незарегистрированная версия программы. Правда, она была довольно маленькая и невзрачная, так что заслонить красоты пространства ей не удавалось. 

Неразгаданным остался только один вопрос — как же все это уместилось в 6 Мб? Но это, наверное, так и останется тайной. А я, пожалуй, еще немного полетаю, тем более что при более внимательном осмотре меню мной были обнаружены настройки дисплея, а после выставления параметров 1280 х 960 @ 32 все стало не просто красиво, а очень красиво. Да, кстати, Земля в программе называется Tellus (по-латыни Tellus — Земля), так что если будете искать — смотрите не ошибитесь.

Если английские названия созвездий вам незнакомы, то ориентируйтесь на их очертания — они почти всегда подскажут, какой именно из знаков зодиака проплывает сейчас перед иллюминатором. Или камерой. Или что вы там еще себе представили.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?