3 недели назад 21 октября 2019 в 23:10 90690

В конце лета до Москвы наконец доехала анонсированная ещё зимой новинка Creative, зимой же получившая различные награды на международных выставках: технология Super X-Fi, воплощенная в данном случае в устройстве под названием SXFI AMP.

Creative называют SXFI AMP усилителем для наушников, но от усилителя для наушников в нём лишь меньшая часть. Девайс состоит из фирменного процессора Super X-Fi UltraDSP, выполняющего функции декора различных форматов, процессора эффектов и бинаурального процессора, а также цифро-аналогового преобразователя со встроенным усилителем для наушников.
Самый примечательный в этом списке, конечно, бинауральный процессор. Это такая очень недешевая и потому не сильно распространенная штуковина, которая имитирует переотражение звуковых волн от головы ушных раковин слушателя. Насколько она полезная и нужная? Если бы не цена, была бы мастхевная для всех, кто пользуется наушниками не только для VOIP.
Дело в том, что когда вы слушаете звук естественным образом или из акустических систем, он попадает в уши со множеством различных переотражений – от стен помещения (если дело в помещении) и находящихся в нем объектов, а также, что очень важно, от ваших собственных головы (лица) и ушей. При воспроизведении звукозаписи призвуки помещения и АС, наушники же позволяют их избежать, и это их сильная сторона. А слабая – отсутствие естественных переотражений от лица и ушной раковины, которая не позволяет получить естественную звуковую панораму и добиться эффекта окружающего звучания. Решить эту проблему и призваны бинауральные процессоры для наушников, которые моделируют в обычной, сведенной под колонки записи эти самые переотражения от головы слушателя.
Технология Super X-Fi – это эволюционное развитие идеи бинаурального процессора, это – кастомизированный бинауральный процессор. Специальное приложение SXFI APP для телефона по фотографии лица и ушей пользователя составляет карту рельефа головы, которую затем процессор Super X-Fi и использует. Теоретически при эффективной работе этой схемы мы получим более качественный стерео эффект в наушниках, чем при работе обычного бинаурального процессора.
Мы придержали материал по SXFI AMP для спецвыпуска по WoW Classic, потому что полагали, что здесь Super X-Fi раскроет себя во всей красе. И, как выяснилось, не прогадали.

SXFI AMP
SXFI AMP поставляется в небольшой, не пафосной коробке, в комплекте с коротким проводом длиной около 10 см, USB-C на USB-C. К проводу прилагается переходник с USB-С на mini-USB – для телефонов, не оснащенных соответствующим современным разъемом. Такой комплектации вполне достаточно для использования девайса с телефоном, игровыми приставками и ноутбуками последних поколений, в том числе игровыми, однако обладателям геймерских ПК без USB-C придется самостоятельно позаботиться о переходнике, либо разжиться кабелем USB-A на USB-С. Это не редкость, такие используются для зарядки большинства современных телефонов..
Сам девайс – штука очень небольшая и простая. На корпусе есть регулировка громкой громкости, кнопка воспроизведения / паузы и крупная кнопка с индикатором, кнопка включающая и выключающая бинауральный процессор. Когда она горит оранжевым цветом, девайс работает просто как ЦАП c усилителем, не задействуя Super X-Fi. Когда процессор включен, огонек горит зеленым.
Если, достав девайс из коробки, первым делом подключить его к компьютеру, вы услышите сообщение от тётеньки-советчицы. Оная порекомендует во имя оптимизации и кастомизации бинаурального процессора сперва подключить устройство его к телефону, установить приложение SXFI APP, и произвести персональную настройку SXFI AMP, а уж затем пользоваться им. Тем не менее, если не послушаться мудрый тётеньки и подключить-таки девайс прямо из коробки к компьютеру, он все равно будет работать – с умолчальными установками бинаурального процессора. Они, надо сказать, очень даже впечатляют, но – обэтомпотом.
А сперва, все-таки, про приложение. После скачивания ПО SXFI APP (182 МБ – мама мия! папа римский!) и регистрации специальной учетки в Creative, у пользователя появляется доступ к медиаплееру с облачной медиатекой, всем аудиофайлам на телефоне, и главное, к тем самым настройкам.

Настройка кастомизации – последовательное фотографирование левого уха, лица, левого уха. Знаете, как выглядит процесс? На экране появляется рамка в форме уха, в которую надо посредством объектива точно запихать свое ухо. Представляете себе процесс? Несколько минут тупил, пока не понял, как это сделать в одиночку: берем смартфон и идем к зеркалу. Снимаем ухо внешней камерой, смотрим на отражение экрана смартфона в зеркале, и ловим ухо рамочкой. Поймать надо довольно точно, получается не сразу, но процесс забавный. С лицом и вторым ухом дело идет уже проще.
После того, как фото лица и ушей обрисованы сетками и сохранены в профиль, нужно выбрать еще и подходящие наушники из списка поддерживаемых – подразумевается, видимо, что программе известно, как нужно скорректировать звук под конкретную модель. Список поддерживаемых наушников внушительный, присутствуют не только “музыкальные” модели производства Creative, но и устройства мультимедийных брендов вроде Bose и Apple, а также различные хайфайные и профессиональные наушники от Audiotechnica, JBL, Sennheiser и многих других брендов. Выбранная модель будет также сохранена в профиле, где-то рядом с картой рельефа ушей и лица юзера. Профиль будет записан в память SFX AMP
в принципе на этом всё. Программа ещё предлагает настроить девятиполосный эквалайзер с возможностью изменения уровня +/-9 дБ, но этот эффект пригодится разве что тонкомпенсацию выставить, или скорректировать явный дефект АЧХ наушников, отсутсвующих в списке программы.

Подключенный к компьютеру девайс определяется компьютером как “SXFI APP Динамики”. На ПК в Свойствах устройства доступно четыре эффекта обработки звука: bass boost, virtual surround (качественный downmix с многоканальных дорожек (5.1, 7.1) на два канала), room correction (оптимизация звука под помещение и колонки для тех, кто зачем-то будет использовать акустические системы с бинауральным процессором) и нормалайзер, который в реальном времени выравнивает громкость звука по одному уровню (обычно актуально для фильмов, но может пригодиться и в играх).
Эффект от нажатия на единственную кнопку SXFI AMP получается очень крутой. До включения бинаурального процессора, в общем, и не ощущаешь, насколько звуковая сцена в наушниках развалена напополам, лишена середины. После включения SXFI-процессора звуковое окружение вдруг словно соединяется в одну целую звуковую картину. Когда картинка выстраивается ровно, в фильме или игре, она еще и мощно прибавляет и в детализации – за счет четкого разнесения источников звука!
Эффект, в общем, известный: когда только вводили стерео, вместо моно, слушатели отмечали самые разные улучшения в звуке, казалось бы, никак не относящиеся к стереопанораме. Вот и с SXFI AMP так: на выходе мы получаем не только намного более правильную панораму, но и мощное улучшение звука вообще. Эффекта от использования кастомизированного личного профиля по сравнению с заводским, дефолтным, я как-то не заметил, хотя и тестировал SXFI AMP на трех наушниках: специальной версией наушников Creative Aurvana SE, сертифицированной для использования Super X-Fi девайсами, с Sennheiser HD 260 и какой-то “арматурой”, предоставленной мне по случаю соседом. Возможно. дело в том, что голова у меня вполне заурядная, как и уши, а вот какой-нибудь Сирано д Бержерак или человек-слон услышат потрясающую разницу. Возможно, дело в недостаточно высокой разрешающей способности наушников: всё-таки использованы были модели стоимостью менее 100 долларов, в то время как бинауральный процессор стоит 200 с лишним; обычно к головному устройству покупают наушники равной или большей стоимости. Я бы, правда, на это не пошел. По мне, качество звука даже с Aurvana SE прекрасное.
Обьективно о качестве звука можно сказать следующее. За звук отвечает ЦАП со встроенным двухканальным усилителем сигнала для наушников AKM AK4377, высококачественный чип Asahi Kasei для портативных устройств хай-файного+ уровня. Его характеристики – поддерживаемый аудиопоток до 32 бит @ 768 кГц, соотношение сигнал-шум 128 дБ, нелинейные искажения + шум (THD + N) – 0,0003%. Чип вышел относительно недавно и еще не успел себя основательно зарекомендовать, но его предшественник AK4376A с намного более скромными объективными характеристиками снискал широкое признание у любителей музыки и аудиотехники.

SXFI AMP и World of Warcraft Classic
Если польза от бинаурального процессора в музыке и фильмах не вызывает сомнений, то с играми все несколько сложнее. Игры в плане саундтрека и звукового окружения бывают очень разными. В теории в современных играх бинауральный процессор вообще не нужен, потому что звуковые движки должны генерировать звук прямо для наушников при выборе их в настройках звука. На практике все не так, потому что на этом самом звуковом движке еще надо прописать звуковую модель игрового мира, а качественным звуком в играх никто не заморачивается, потому что никто не хочет нести лишние расходы.
Игр с интересной звуковой атмосферой не так уж много, и в основном это single-player проекты. World of Warcraft во многих отношениях стоит особняком среди игр, и здесь звуковая атмосфера очень крута. Разработчики расстались со звуком, поскольку они создавали пригодный для жизни игроков культовый мир Warcraft в изобразительных средствах на 2004 года; эти средства были довольно ограничены, несмотря на то, что ВОВ был весьма требователен компьютеру. Вероятно, по этой причине звуковая часть классического WoW не менее важна, чем графическая.
Саундтрек World of Warcraft выдающийся. Музыка здесь инструментальная, с использованием разных необычных инструментов и перкуссий, а кое-где и симфоническая. Для того, чтобы дать такой музыке зазвучать как надо, нужна серьезная аппаратура. Бинауральные процессор с хорошим ЦАП в связке с достойными наушниками – отличный недорогой вариант.
Окружающие звуки в игре – еще круче, чем музыка. Мир Warcraft очень богат на звуки, и они образуют самый настоящий эмбиент – в значении музыкального жанра. C бинауральным процессором и качественным ЦАПом SXFI AMP эффект погружения в игру многократно усиливается. А ведь перефразируя известную поговорку про Morrowind, в World of Warcraft не играют, в нём живут.
Невозможно описать, насколько и как улучшается эффект погружения. Чтобы понять, это надо прочувствовать, и это вполне реально: нужно взять ноутбук и отправиться в какое-нибудь место вроде салона Dr.Head в Москве и Питере, где можно самому подключить SXFI AMP к ноуту, послушать его с разными наушниками и понять, насколько Super X-Fi крут.
О полезности улучшенной звуковой панорамы в WoW скажу так: ничего важного. Казалось бы, важно вовремя определить по звуковым эффектам положение противника, моба, сопартийца; а уж когда два роги в стелсе ищут друг друга, правильная панорама суперважна! На деле, ничего подобного я не заметил. В конце концов, чтение игры здесь важнее чем AIM. Хотя вроде некоторые на реакции играют, особенно ПвПшники на арене.

Один комментарий. Можете что-то добавить?

Как безграмотно написано. Это перевод ПРОМТа скитайского? Корректор в редакции есть?