Петр Иванов
Внешних звуковых карт и аудиоинтерфейсов мы повидали немало. Геймерские, аудиофильские, универсальные, профессиональные, полупрофессиональные… но такого устройства мы еще не видели. Аудиоинтерфейс Tascam Ministudio Creation US-42 адресован артистам разговорного жанра. — подкастерам, стримерам, ведущим youtube-каналов и интернет-радиостанций. Этот аудиоинтерфейс призван сделать изготовление аудиопередач простым и удобным, а результат — высококлассным.
Лицевая и тыльная панели Tascam Ministudio Creation US-42 оснащены разъемами в соответствии с традициями аудиоинтерфейсостроения и здравым смыслом. Разъемы линейного выхода, 2 x RCA, расположены на задней стороне корпуса карты, вместе с архаичным, но почему-то любимым производителями аудиоустройств USB-B. Там же находится порт питания 5В 1А с «мобильным» разъемом USB/Power, под внешние аккумуляторы и адаптеры питания.
На переднем торце у Tascam Ministudio Creation US-42 разместились: полноразмерный TRS для профессиональных наушников, пара миниджеков для мультимедийной гарнитуры и линейный вход на миниджеке, с усилением. Последнее сделано для того, чтобы можно было подключать разные источники звука с разными уровнями сигнала. Еще одна пара входов находится лицевой стороне — это балансные TRS для подключения профессиональных микрофонов.
У пользователя есть два канала записи, и — на выбор — три источника звука: встроенный микрофон, внешний микрофон и линейный вход. Единовременно можно замиксовать два: основной источник, один из микрофонов, используемы й для вещания (студийный, от мультимедийной гарнитуры или встроенный), второй микрофон или линейный вход оставляем для «специально приглашенного гостя», живых фонограмм или другого периодически появляющегося аудиоконтента.
Для художественного оформления трансляции у Tascam Ministudio Creation US-42 есть эффекты и кнопки/ручки для быстрого управления ими. Ревербератор, регулятор которого находится рядом с микрофонным входом, пригодится для создания атмосферы. Три кнопки на панель PON предназначены для быстрого воспроизведения семплов (в самом простом варианте — смех в зале, аплодисменты, свист); нажал кнопку, раздался звук. Привязать к каждой кнопке можно любой аудиофайл. Четвертая, отдельно расположенная кнопка EFFECT меняет голос (точнее, сигнал), для чего предлагается выбрать один из пресетов Male, Female, Chopper, Echo, Radio. Выбрать эффект можно через программную панель управления.
Программная панель управления Tascam Ministudio Creation US-42 дает возможность настроить то, что пользователь будет включать и регулировать кнопками и ручками. У панели есть две вкладки, для простого и более осознанного подхода к настройкам, названные соответственно Easy и Expert.
Во вкладке Easy у нас есть три переключателя пресетов для трех фильтров. Sound накладывается на сигнал микрофонного входа (Sound), с остальными двумя понятно из названий — это настройка фильтра для кнопки EFFECT и ревербератор. Ниже находятся настройки кнопок из панели PON, здесь можно задать аудиофайл и установить громкость его воспроизведения.
Вкладка Expert открывает ручные настройки фильтров. Их три — эквалайзер, компрессор и ревербератор. Также здесь доступны дополнительные настройки для клавиш EFFECT и PON, настройки драйвера аудиокарты.
Эквалайзер параметрический, из четырех полосовых фильтров, меняющих амплитуду сигнала в пределах +/-12 дБ. Фильтр LOW настраивается в пределах 32 — 1600 Гц; при включении режима LFC он начинает работать как фильтр ВЧ, срезающий сигнал ниже частоты настройки с крутизной 12 дБ на октаву. Два средних полосовых фильтра можно настроить на любую частоту в диапазоне от 32 до 18000 Гц, также можно настроить ширину рабочей полосы. Фильтр HIGH настраивается на частоты от 1,7 до 18 кГц и работает как фильтр низких частот, причем к частоте настройки фильтр уже выходит на заданную рабочую амплитуду, а работать начинает ниже.
Компрессор имеет стандартные параметры настройки: порог срабатывания (Treshold), коэффициент сжатия (Ratio), время атаки (Attack) и восстановления сигнала (Release). Ревер позволяет настроить ранние отражения (Pre Delay), время реверберации (Reverb Time) и характер отражений (Diffusion).
Для блока кнопок настроек не так много: для EFFECT можно настроить только количество подмешиваемого сигнала, для семплов регулируются параметры нарастания и убывания звука (fade in / fade out), задается точка начала воспроизведения (Start Time), и уровень сигнала.
Эквалайзер и компрессор с такими возможностями настройки помогут вытащить какой угодно голос и сделать его разборчивым и приемлемо звучащим. Надо просто разобраться в вопросе. В сети есть архив журнала звукорежиссер, там точно было довольно много информации об обработке голоса. Другое дело, что все это накладывается на только на микрофонные входы, а качество записи у Tascam Creator US42 для своих задач просто избыточное… С другой стороны, у профессионального стримера может быть контракт на ношение определенной игровой гарнитуры, с откровенно негодным микрофоном, тут то эффекты и затащат.
Результаты измерений в RMAA показали динамический диапазон, превышающий максимальные для формата Audio CD и WAV PCM 100 дБ, значения нелинейных скажений — смешные, тысячные доли процента, без подозрительных всплесков и артефактов на графиках. Качество воспроизведения тоже высокое: результаты измерений были получены методом измерений loopback, так что объективно качество выходного тракта у Tascam Creator US42 как минимум не хуже, чем качество записи.
В общем, качество очень хорошее даже для универсальной полупрофессиональной карточки (видали мы популярные полупрофессиональные аудиоинтерфейсы с параметрами похуже), а Tascam MiniStudio Creator US42 предназначен для работы с более узким, голосовым диапазоном, для чего ее характеристик более чем достаточно. При этом, поскольку карта питается от порта USB, при подключении к ноутбуку можно легко избежать сетевых наводок, используя аккумулятор.