7 лет назад 24 октября 2011 в 16:31 103

Идея о том, что раньше мобильное железо было надежнее, а листьев на деревьях больше, популярна среди населения. Достаточно почитать любой длинный флейм на «Яндекс.Маркете», посвященный обсуждаемому в народе девайсу, чтобы в этом убедиться.

В принципе, население, безусловно, право. Это справедливо не только в отношении телефонов: автомобили середины 50-х годов до сих пор с успехом рассекают пространство в целом ряде стран (а, к примеру, на Кубе подобные «пепелацы» являются основой автопарка), а современные редко живут более 10-15 лет, пылесос «Тайфун», выпущенный в 71-м году прошлого века, даже не планирует ломаться, а новомодный, купленный в супермаркете электроники распадается на составные элементы за 3-4 года…

В принципе, можно вносить некие изменения в конструкцию потребительских электронных устройств с тем, чтобы те жили больше гарантийного срока, но все же не сильно больше.

Долголетие демонстрирует и старая по историческим меркам электроника. Один из наших старейших редакционных серверов – компьютер, собранный едва ли не в 2000 году, единственное, что с ним происходило с тех времен, – добавлялись новые винты, и это при том, что за десять лет его выключали, дай бог, три раза – в те моменты, когда редакция переезжала. Один из моих первых мобильных телефонов, купленный где-то году в 98-м, тоже прекрасно функционирует – да, собственно говоря, думаю, у всех таких примеров предостаточно.

Недавно я писал о том, что лично у меня пропала потребность приобретать или даже просто скачивать целые категории нового программного обеспечения просто потому, что даже устаревшие на десять лет версии по своим возможностям принципиально перекрывают мои потребности. А раз мне что-то не нужно, то зачем засорять этим компьютер или, тем паче, платить за функциональность снова и снова (по мере появления новых версий), если я этими новыми фишками никогда в жизни не воспользуюсь. И вот мне кажется, что применительно к конечным пользователям через некоторое время (не очень, правда, малое, но тем не менее) такая ситуация сложится и на рынке железа. Сейчас объясню почему.

Чтобы выживать, производителям надо, чтобы их товары каждый конкретный индивидуум покупал как можно чаще. Никому не интересно делать такие телефоны или видеокарты, которые человек приобретет и будет счастливо ими пользоваться следующие десять лет. Чтобы, не дай бог, такого не произошло, компании идут на огромное количество разных ухищрений, которые в совокупности называются «маркетингом». В сочетании с тем фактом, что пока на дворе действительно наблюдается интенсивное развитие технологий и услуг, предоставляемых сервисными операторами, это работает.

Но вот давайте себе представим относительно недалекое будущее – лет так через пять-десять. Широкополосный беспроводной интернет получил массовое распространение, и гигабайт трафика стоит полтора рубля (а бывает, и безлимит). Все более или менее массовые смартфоны и коммуникаторы способны на весь спектр действий, которые только можно придумать: они совмещают в себе функции трехмерных видеокамер высокого разрешения, читалок, компасов, навигаторов, устройств для мобильного ведения дел – ну то есть вообще все тренды, развивающиеся в настоящее время, реализованы везде. Стоимость аппаратов невелика, а слегка устаревшие модели практически с той же исчерпывающей функциональностью, что и новые, можно приобрести по ценам на порядок ниже. Собственно, и они уже у всех есть. Вот что в таком случае делать производителям, если не появится каких-либо принципиально новых технологий? Как продавать все новые и новые аппараты, если привлечь пользователя какой-либо суперфишкой нереально за отсутствием таковых?

Вот я не знаю ответа на этот вопрос. Честно. Нет, есть, конечно, шанс, что сейчас на протяжении нескольких лет случится приступ озарения у R&D-команд разных организаций и они перестанут выжимать последнее из идей, оглашенных, а зачастую и реализованных уже в прошлом веке, но пока на это ничего не указывает. Безусловно, всегда будет некий процент граждан (вполне существенный, между прочим), которые приобретут новые коммуникаторы просто потому, что у них корпус на полтора миллиметра тоньше или экран на дюйм побольше, но людей, даже больше заинтересованных в нецелевом обновлении своего парка железа, чем такие аскеты, как я, производители рискуют в какой-то момент потерять.

В принципе, можно вносить некие изменения в конструкцию своих устройств с тем, чтобы те жили больше гарантийного срока, но все же не сильно больше. Собственно говоря, с расчетом на подобный период жизни и изготавливают, в принципе, девайсы, но это мера такая, сами понимаете, не сильно официальная и, мягко говоря, непопулярная среди потребителей (а ведь надо же сохранять при этом доброе, я бы даже сказал заботливое, выражение лица!).

Мне кажется, более реален другой путь: переход на арендные отношения не только на рынке софта, но и на рынке мобильного железа. К примеру, аренда смартфона модели Х в этом году стоит n долларов, а модели X+, которая чуть покруче, – n +1 доллар. Через пару-тройку лет, когда на рынок выводятся новые аппараты, официально объявляется о скором прекращении поддержки устаревших девайсов, предлагается их сдать, после чего пересесть на свежачок – с той же арендной платой и небольшим входным взносом. В этом плане схема развития компании Apple мне кажется очень перспективной, ибо она уже на данный момент создала развесистую экосистему, где и софт, и железо, и продажные и арендные отношения приносят ей прибыль.

Впрочем, и Google в этом плане не сильно отстает. Так что, глядишь, мы еще увидим времена, когда у подавляющего большинства граждан не будет на руках своей электроники, а останутся лишь взятые в аренду терминалы. А покупать железо в собственность будут либо ретрограды, либо очень богатые люди. Вполне возможно, господа, нас ждет очень забавный мир, в котором все меньше и меньше вещей будут принадлежать собственно нам. И фиг с ними, с телефонами, главное в этом деле – себя не потерять. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?