Рынок сотовой связи в мире вообще и в нашей стране в частности развивается невиданными темпами. Аналитики радостно показывают всем интересующимся графики, на которых кривая, демонстрирующая количество желающих подключиться к сотовым операторам, растет под углом в сорок пять градусов, и обещают, что так будет и дальше. Операторы сотовой связи один за другим объявляют о рекордном приросте абонентской базы, а МСС, про которую некоторые несознательные личности уже говорили как о чем-то скорее мертвом, нежели живом, объявляет о старте своего нового проекта — сети сотовой связи третьего поколения. Правда, сеть эта работать будет только на территории Москвы и, как я понял, местами — области, но все равно приятно. Как-никак, альтернатива.
Производители сотовых телефонов тоже ощущают себя сносно, по крайней мере, той паники, которая наблюдалась пару лет назад («А-а, мы все погибнем!» и все такое), уже нет. Правда и ясности в их действиях местами недостает.
Понятно, что услуга сотовой связи как таковая уже вполне востребована рынком. Проблемы теперь другие: во-первых, падает доход из расчета на одного среднестатистического абонента, во-вторых, надо как-то абонентов стимулировать на предмет приобретения новых моделей сотовых телефонов.
Как вы понимаете, методов решения этих проблем придумано уже много, иначе бы сотовый рынок чувствовал себя существенно менее увлекательно, чем чувствует на данный момент. Например, дабы абоненту было интереснее платить своему оператору ну хоть немного побольше денег, сейчас сотовые операторы начали рекламировать не себя в целом, а отдельные свои услуги, которые востребованы более узким кругом населения, нежели сотовая связь как таковая.
Например, GPRS. Сами понимаете, что по отношению к общему количеству абонентов число людей, готовых платить за мобильный интернет, весьма незначительно. Во-первых, потому, что интернет в целом является вещью первой необходимости для немногих, а во-вторых, потому, что от 20 до 30 центов за мегабайт данных — это все же довольно прилично.
Но, несмотря на все вышесказанное, реклама именно GPRS как услуги уже по нашему телевидению пошла, а значит, должна себя окупать.
Также весьма выпукло в последние полгода рекламируют чудный сервис под названием SMS. Вы будете смеяться, дорогие читатели, но я за свою жизнь отправил SMS один раз, и то, кажется, неудачно. Но это я, а народонаселение в целом, особенно молодежь, увлекается общением с помощью SMS в полный рост. Этот способ общения сотовая индустрия смогла сделать модным и теперь пожинает плоды своих усилий.
Отдельного доброго слова заслуживает такой способ зарабатывания денег, как продажа мелодий для сотовых телефонов, а также логотипов и картинок для их дисплеев. Копеечный, на взгляд непосвященного, бизнес на самом деле показывает фантастическую динамику роста за рубежом и постепенно начинает проявляться у нас.
Однако всю эту красивую картину немного портит тот факт, что у подавляющего большинства населения нашей страны трубки low-end, недорогие и потому довольно ограниченные в технологическом плане! А ведь так хочется предложить клиентам новые услуги, вроде MMS и системы обмена картинками! Но нет — телефонов таких пока немного, инфраструктура многих сетей не готова и потому приходится придумывать альтернативные варианты дополнительных услуг, вроде рассылки новостей, анекдотов и гороскопов по SMS. Иными словами, спектр услуг, доступный среднестатистическому телефону, активно развивается, но потолок, в принципе, не за горами.
У производителей свои проблемы. С одной стороны, их задача — сделать так, чтобы народ постоянно покупал телефоны и выбрасывал старые, за которые уже уплачено. Если человек покупает себе первый телефон в своей жизни, то он, скорее всего, выбирает относительно новую модель, которую не будет уже менять в ближайшем будущем. А заставить его поменять старый аппарат еще суметь надо.
Впрочем, тут удачно подключается пропаганда новых услуг, недоступных на старых телефонах. Как вы понимаете, процесс внедрения массовой однотипной услуги при удачном ходе событий напоминает лавину — сначала все идет со скрипом, а потом количество пользователей услуги начинает расти как снежный ком.
Производители телефонов сейчас ищут новые способы привлечения пользователей. Классический пример — это телефоны со встроенными фотокамерами, которые в отличие от телефонов со встроенными MP3-плейерами и прочими нештатными устройствами явно пойдут в народ. Вернее, на Западе уже пошли, а у нас этого можно ожидать со дня на день.
Другой вопрос, что популярность телефонов с фотоаппаратами, как мне кажется, вызвана в значительной степени усилиями маркетинговых отделов и, соответственно, маркетинговых бюджетов, потраченных на популяризацию идеи. Ну сами посудите: в процессе вашей традиционной жизни часто возникает необходимость сделать несколько снимков, прямо скажем, не блестящего качества и после этого их кому-либо отправить? Поймите меня правильно: я ничего не имею против цифровых камер в сотовых телефонах. Просто лично мне она совершенно не нужна. Вот если бы телефоны давали изображение хотя бы 640 x 480, вот тогда имело бы смысл задуматься. А так… Как раз тот случай, когда в массы пошел недостаточно отработанный продукт.
Сотовые телефоны сейчас выпускают и продают все кому не лень. Бурно расцвел производственный аутсорсинг, и компании, которые всегда занимались крупной бытовой техникой и компьютерами, сейчас с удовольствием заказывают дизайн телефона одной компании, начинку — другой, после чего продают то, что получится, под своим брендом. Унификация компонентов телефонов и отработанные схемы взаимодействия с подрядчиками делают стоимость выхода на рынок относительно низкой, чем все с удовольствием и пользуются.
И, как следствие, растет конкуренция. У отечественных крупных сетей по продаже сотовых телефонов, контрактов и аксессуаров к ним обороты достигли отметок, измеряющихся сотнями миллионов долларов, и влияние их на рынок растет. Это именно благодаря им у нас в стране появилась мода носить телефоны на шее — весьма, кстати, на мой взгляд, спорная мода. На одних шнурочках можно заработать несколько миллионов в год — так почему бы и нет?
Сотовый телефон стал частью массовой культуры. Совместные усилия производителей, продавцов и операторов привели к тому, что сотовый телефон стал эдакими «наручными часами» начала двадцать первого века и, соответственно, сильно опопсел. Любой телефон, который сейчас продается на рынке, в принципе работает, то есть с помощью него можно говорить. Другой вопрос, что большинство аппаратов, которые сейчас продаются, не выдерживают критики ни с точки зрения дизайна, ни с точки зрения эргономики.
Так думаю не только я. Знаете, какой сейчас спрос на наиболее удачные из аппаратов прошлых поколений? Nokia 7110 — модель, которую мои знакомые продолжают покупать и сейчас, невзирая на то, что он даже заметно б/у стоит порядка ста условных единиц. «Раскладушки» Motorola выпуска 99 — 2000 годов тоже не утратили популярности, несмотря на отсутствие цветных экранов и прочих атрибутов «модного» телефона.
Расширение функций сотового телефона — как аппаратной его части, так и «услуговой» его составляющей — будет довольно хаотичным еще минимум пару лет. Потом неудачные предложения умрут либо займут какие-то несущественные ниши (вроде многострадального протокола WAP, на который все надеялись и из которого толком ничего не вышло), а из удачных производители и операторы начнут формулировать уже употребимые в хозяйстве предложения.
По крайней мере, очень хочется на это надеяться, потому что ситуация, когда на рынке представлен, прямо скажем, весьма широкий спектр моделей на любой вкус, но при этом они все какие-то… одинаковые, не очень-то устраивает потребителя. Еще три года назад производитель телефона определялся издалека, а сейчас вся Москва ходит с разноцветными аппаратами, висящими на шее, и подавляющее большинство из них производит впечатление совершенно однотипных.
И это несмотря на то, что сейчас производители, по крайней мере, официально пытаются делать ставку на индивидуализацию сотовых трубок. Получается, если честно, не очень. Хоть бы моддинг какой для телефонов изобрели что ли…
А в общем, если смотреть на вещи масштабно, то сам по себе цветной экран и полифония — это хорошо. Когда в этом есть хоть какой-то смысл.
Телефонный моддинг | |
| |
Статус отрасли | |
|
Remo