2 года назад 1 марта 2022 в 23:22 35674

Несмотря на бодрые рапорты маркетологов о появляющихся каждый месяц инновационных и революционных наушниках и колонках, прорывов в области электроакустики не происходит более 50 лет. Но и эволюционное, а не революционное, развитие излучателей все же привело к позитивным подвижкам.

Оборудование окупается, материалы и техпроцесс дешевеют (к примеру, неодимовые магниты, которые раньше ставили только в дорогие динамики, сегодня можно встретить в широкополосниках бюджетных портативных АС). Одно из следствий — сегодня за 30-50$ уже можно выбрать приличную мультимедийную гарнитуру, хотя еще в середине нулевых годов найти годные наушники за $50 было невероятной удачей.

Сегодня мы постараемся выяснить, что именно на отечественном рынке сможет получить небогатый геймер в обмен на малую сумму, и рассмотрим некоторые интересные бюджетные модели игровых гарнитур от разных брендов. Тесты музыки и фильмов проведем на «натуральном» материале, а для оценки качества звука в играх воспользуемся нашим старым подходом, основанном на интервью с Урусовой. Процитирую нашу старую статью.

“На радио «Медиаметрикс» выходила программа с Еленой Урусовой, чемпионкой по КС, где она в ответ на вопрос ведущих озвучила серьезный список требований к качеству звука. Резюмировать его можно кратко: помимо качественной голосовой связи с тиммейтами<и способности правильно передавать направление источника звука,> звуковой тракт должен воспроизводить все звуки и эффекты так, чтобы все они были узнаваемы и различались как на общем фоне многочисленных эффектов и саундтрека/музыки, так и в тишине, когда источник шума находится далеко.

Объективных характеристик для проверки наушников на соответствие описанным требованиям не существует. А вот субъективные-объективные характеристики существуют: это «макродинамика» и «микродинамика» из теста FSQ.”

Что ж, условия тестирования ясны, круг испытуемых очерчен, можно приступать. Как завещала богиня журналистского дела Рита Скиттер, начнем с младшего.

SVEN AP-U997MV (от 1400 рублей)

Гарнитура SVEN AP-U997MV стоит совсем недорого, меньше $20. Найти за такие деньги мультимедийно-игровую гарнитуру приличного качества, просто придя в магазин и покопавшись на полках, почти невозможно. Кроме этой гарнитуры, собственно, я ничего такого годного и не встречал.

Начнем с эргономики и дизайна. По этому пункту у SVEN AP-U997MV явный плюс. Чтобы массивную гарнитуру (SVEN AP-U997MV весит 374 г) сделать удобной, надо постараться, и у инженеров SVEN получилось. Гарнитура отлично сидит на голове, можно спокойно носить ее не снимая 5-6 часов.

В плане удобства и эргономики полагаться на мнение одного человека — дело неблагодарное, поэтому я изучил комментарии на торговых интернет-площадках. Негативные отзывы об удобстве встречаются, но их не больше 10% (среди тех, где пользователи упоминают эргономику), так что очевидно, SVEN AP-U997MV удобна почти для всех пользователей.

Сама гарнитура выполнена так, что за бюджетную 20-долларовую ее не примешь. Материалы — софттач-пластик, металлический каркас оголовья, амбушюры из кожзама. Подсветка отключаемая, однотонная, но симпатичная — красные полосы на чашках просвечиваются изнутри, получается красиво и в меру агрессивно, без излишней яркости. А вот провод и массивный пульт на нем дорогими не выглядят.

Чашки наушников SVEN AP-U997MV охватывают ушную раковину полностью. Шумоизоляция получается хорошей, в обе стороны. Запас громкости при этом у наушников огромный. В общем, это хорошо: чем меньше уровень сигнала, тем ниже уровень искажений, который вносит кодек или усилитель, так что на субъективно-нормальной громкости звуковоспроизведение у SVEN AP-U997MV получается достаточно чистым несмотря на то, что по очевидным причинам кодек в гарнитуре используется не из дорогих.

В остальном, по звуку впечатления от SVEN AP-U997MV не то чтобы неоднозначные, а разнородные. Нет характерного для SVEN нейтрального звучания, есть очевидный уклон в сторону баса. Это типично для игровых гарнитур, но не характерно именно для этого бренда. Бас, кстати, порадовал — энергичный, мощный, для спецэффектов хорош.

Высоких частот, особенно верхней октавы (не музыкальной, а диапазонной, 10-20 кГц) не хватает. На сжатой музыке, впрочем — саундтреках к фильмам в пережатых гигабайтоэкономных mkv, игровых музыкальных файлах mp3 (или чего похуже), и даже музыке 192- кбит/с — это не будет заметно. Саундтреки в фильмах и играх звучат хорошо.

А вот собственно с направлением источника звука, расстоянием до него, и с различимостью деталей и отдельных звуков в “общем замесе” дела у SVEN AP-U997MV обстоят не лучшим образом, хотя казалось бы, такой чувствительный динамик да при хорошей шумоизоляции должен справляться. Но нет. Возможно, не вывез кодек, возможно, причина в чем-то другом, но не так уж мне, как пользователю, важна конкретная причина. Важен результат.

Микрофон обеспечивает отличную передачу голоса. Все очень разборчиво, без грязи. Штанга микрофона не гнется, но поднимается, а сам микрофон отключается с пульта.

Стоит добавить, что у SVEN AP-U997MV имеется софт с виртуальными 7.1 и эквалайзером. Эквалайзер, понятно, полезен всегда — например, подстроить уровень баса под громкость контента, или вытащить голос на не слишком хорошей звуковой дорожке видео. А виртуальная многоканальность пригодится в фильмах — правильно “перестроить” многоканальный звук под пару физически существующих динамиков. Причем, здесь звуковую картину можно корректировать, регулируя громкость виртуальных излучателей — пригодится, если плеер не слишком удачно справится с даунмиксом многоканальной дорожки фильма.

Harper Gaming Raster GHS-X15 (от 2200 рублей)

Harper Gaming Raster GHS-X15 стоит уже чуть более 2000 рублей, ее дизайн сразу обращает на себя внимание. Красивая гарнитура, красивая подсветка. Пластик качественный, в оголовье металлическая пластина, оголовье и амбушюры обшиты кожзамом. Микрофон на гибкой штанге, легко подстраивается под пользователя. Из общей канвы выбивается простенький шнур, норовящий свернуться, и крупный “пульт” (впрочем, симпатичный) со встроенной звуковой картой. Гарнитура, как вы понимаете, активная, интерфейс — USB.

На голове наушники (весом 440 г, к слову) сидят не так здорово, как выглядят. Моя остриженная под машинку черепушка стала ощущать дискомфорт примерно через 30-40 минут использования, через час захотелось снять гарнитуру и отдохнуть от нее. Разумеется, я проверил, насколько это распространенная проблема у других пользователей: оказалось, что в половине развернутых отзывов народ пишет, что в Harper Gaming Raster GHS-X15 долго не сидеть не комфортно. Сделаем поправку на то, что люди, у которых все в порядке, редко оставляют «каменты», но все же стоит обязательно проверять ее удобство посадки Gaming Raster GHS-X15 на своей личной голове (смайл).

Шумоизоляция у наушников очень хорошая, запас громкости при этом умеренный, но достаточный. Качество звука хорошее, со своими плюсами, если соблюдать одно простое правило, о котором чуть ниже. В целом, характер звучания опять-таки “игровой”, с сильном акцентом в области баса для мощных спецэффектов, и с хорошим позиционированием источников звука — в шутерах удобно определять местоположение противника по звуку. Микродинамикой и макродинамикой и эта гарнитура не блещет, что, в общем, для бюджетного решения и не удивительно.

Микрофон достаточно хороший, но тихий. В целом, я бы сказал, ничего примечательного, но пользоваться можно.

Прилагающимся к гарнитуре софтом лучше не пользоваться совсем. Звук, во-первых, при включении любых эффектов сильно теряет в громкости и сопряжённой с этим детализации, а во-вторых — появляются заметные искажения. С учетом того, что без включения эффектов в драйверах звук у гарнитуры достаточно чистый, остается предположить, что проблема именно в софте.

Возможно, это со временем будет исправлено. Но из интересного в ПО — только настраиваемые виртуальные 7.1, пятиполосный эквалайзер (мало полос) и ревербератор (кому и зачем он вообще когда-то был нужен, кроме музыкантов), можно все это и не устанавливать.

Creative Sound Blaster Blaze (от 2200 рублей)

Редкий случай: бюджетная гарнитура с историей. С огромной историей, которую я в силу формата статьи постараюсь максимально ужать. Начинается история с Джона Fatal1ty Вендела, первого известного киберспортсмена начала нулевых годов, который пулял в Quake III и выигрывал на крупнейших турнирах мира заоблачные суммы порядка 10 000 долларов (смешно, да?). Под него и при его участии в разработке (в плане постановки ТЗ, надо полагать) Creative выпустила гарнитуру Fatal1ty.

Вендел играл в Quake III дуэли, и играл через контроль карты. Многим было скучно смотреть на его игры, потому что он, случалось, подолгу стоял и слушал противника — что тот делает в коридорах на другом конце карты. Понятно, да? Гарнитура для такой игры должна, во-первых, хорошо передавать тихие звуки, а во-вторых, направление источника звука.

Fatal1ty играл успешно, и не он один. Игровые гарнитуры редко живут дольше 5 лет, прежде чем их снимают с производства и заменяют другими моделями. Creative Fatal1ty жива и по сей день, только несколько лет назад сменила название — теперь она зовется Creative SounbBlaster Blaze.

Дизайн у гарнитуры олдскульный, по моде начала века. Она напоминает недорогие профессиональные мониторные наушники, а не игровые, которые сейчас модно делать милитаристично-шлемофонистыми. Из дизайна следует легкость — Creative SB Blaze весит 164 г, что для закрытой гарнитуры с чашками, полностью охватывающими уши, чрезвычайно мало. Под оголовьем находится толстая мягкая подушка, обитая бархатной тканью, чашки обиты тем же материалом.

Впечатление о ненадежности конструкции, на фоне монументальных современных гарнитур, обманчивое. Попробуйте найти в отзывах хоть одного человека, у которого сломалась дужка или крепление чашки — не найдете. Как и сообщений об обрыве провода в чашке или пульте. Несмотря на внешность, эта гарнитура Sound Blaster Blaze весьма живучая.

Лично на мне Creative SB Blaze сидит идеально и, учитывая, что это самая популярная гарнитура Creative и одна из самых популярных гарнитур в истории человечества, можно было бы ожидать кучи восторженных отзывов и всеобщего признания эргономики эталонной. Но нет. Некоторые обладатели особо чувствительных ушных раковин жалуются, что амбушюры слишком теплые и уши в них потеют. Так что, имейте в виду, и проверяйте на себе.

Микрофон у Sound Blaster Blaze неплохой. Голос передает достаточно хорошо и чисто, если говорить громко, но неразборчивое ночное бормотание он передает так себе. Зато у него штанга удобная: гибкая и съемная.

Общее впечатление о звучании Sound Blaster Blaze уже можно было себе составить из истории этой гарнитуры, но — не полное. Гарнитура действительно точно передает различные игровые звуки, в том числе и при сложной звуковой картине, но ожидать от нее аудиофильской детализации звука не стоит.

Также отмечу общий уклон звука в сторону баса, который превалирует над средними и высокими частотами — хотя качество баса и высокое, для музыки такой баланс не особо подходит. Разве для фоновой энергичной, для работы или учебы.

Сильная сторона Blaze — передача направления источника звука. С этим все просто отлично, даже когда противник за препятствиями.

Несмотря на невысокую цену, гарнитура SB Blaze к бюджетным относится условно: она — пассивная, с двумя раздельными миниджеками для подключения к звуковой карте, которую также придется купить. Конечное качество звука будет зависеть от качества звуковой карты. Отдельные тик-токеры этого не понимают, и жалуются на звук SB Blaze (плоский, невыразительный, еще какой-нибудь), хотя претензии надо предъявлять исключительно к собственному интегрированному кодеку.

Surefire Skirmish (от 2800 рублей)

Еще одна недорогая, пассивная, но современная гарнитура в нашем обзоре произведена брендом Verbatim, а точнее его саббрендом SureFire. Монументальная, милитаристски-шлемофонная конструкция Skirmish для пущей внушительности окрашена в камуфляж на основе цвета хаки, вес конструкции — 390 г. Но баланс не подвел — на голове Skirmish сидит удобно, и хотя ощущается, ощущения эти приятные.

Чашка и внешняя оболочка дужки SureFire Skirmish сделаны из хорошего толстого пластика, дужка — на металлическом каркасе. Под оголовьем находится мягкая (не полумягкая) прокладка, обшитая кожзамом; им же обшиты амбушюры, которые тоже мягкие. На чашках располагается красивая зеленая подсветка умеренной интенсивности в виде зеленого лого SureFire, также зеленым подсвечена полоска на микрофоне. Очень здорово, что управление звуком — колесо громкости и выключатель микрофона — располагаются на левой чашке, к которой крепится и микрофон.

Микрофон хороший, но не замечательный. В общем, как и у большинства недорогих гарнитур. Располагается на гибкой штанге, которую можно поднять вверх или подстроить под себя.

Гарнитура подключается двумя разъемами, комбинированным четырехконтактным мини-джеком и USB-A. Последний использует только питание порта, для включения подсветки. Чтобы выключить подсветку, USB-шнур надо выдернуть, другого способа отключения нет. Кроме того, коннекторы разносятся друг от друга максимум на 10 см — если у вас, к примеру, на ноутбуке нет лишнего USB-порта рядом с мини-джеком, подключить подсветку не получится.

Характер звучания гарнитуры игровой, но при этом своеобразный. Surefire Skirmish акцентирует не низкие частоты, а инфраниз, в результате чего в фильмах вылезает тектонический грохот даже в тех местах, где его никто никогда не подозревал. В остальном, тональный баланс сбалансирован, и звук передается хорошо во всех частях диапазона: голосовой — правильный, бас собранный, но без акцента, за исключением инфраниза. Высокие частоты — с легким акцентом в районе 10 кГц, из-за чего всякие колокольчики звучат очень сочно. Приятно послушать.

Игровые аудиохарактеристики на высоте. Детализация хорошая, в том числе за счет звукоизоляции — ребенок в полуметре орет “папа, сними наушники!”, а его не слышно. Разборчивость и узнаваемость звуков, в том числе когда их много, хорошая, без претензий, что не удивительно при таком тональном балансе и детализации. Разве что внезапный инфраниз может и дезориентировать игрока. Передача направления источника звука хорошая, для шутеров вполне подходящая.

Звук — идеальный? Разумеется, нет. Есть некоторый С-эффект, который не портит игровую атмосферу в игре, поскольку с оружейными звуками даже неплохо сочетается (не вообще, а именно в дозировке и трактовке SureFire Skirmish), в фильмах — не раздражает (ибо малозаметен, хотя завзятые киноманы могут не согласиться), а вот на музыке лучше бы его не было. Также присутствует некоторая общая гулкость звука, по всей видимости, это — обратная сторона глухой звукоизоляции.

Как с Creative Blaze, SureFire Skirmish — пассивная гарнитура, а значит, требует звуковой карты. И если хочется качественных эффектов (вроде Scout Mode) и высокого качества звука, эта карта должна быть не копеечной. Еще баксов 50 придется выложить, как минимум.

Bloody G600i (от 3100 рублей)

Бренд Bloody специализируется на недорогой, но качественной геймерской периферии, и гарнитура G600i по меркам этого бренда не из самых доступных. Потому крайне интересно, что же инженеры-специалисты в области бюджетных решений смогут предложить за три с небольшим тысячи рублей.

Гарнитуру G600i можно подключать как по аналогу через мини-джек, так и по USB, и в данном случае USB используется не только для подсветки. В составе Bloody G600i идет звуковая карта с интерфейсом USB, отдельная, в нее уже включается пассивная гарнитура с мини-джеком. Гарнитуру можно подключить и к другой карточке. Минус в том, что при карточке нет софта (я не нашел), и как там реализовано виртуальное 7.1, не понятно, но во всяком случае оно не настраиваемое.

Дизайн у гарнитуры — нечто среднее между модными милитаристическими шлемофонными наушниками, и профессиональными “мониторными”. Ближе к мониторным, но с крупными элементами агрессивно-геймерского оформления, и потому несколько более массивные. Чашки закрытые, амбушюры и подушка под оголовьем с металлической дужкой внутри обшиты кожзамом. Материал набивки — полумягкий, с эффектом памяти, мне понравился. Шумоизоляция не такая бронебойная, как у некоторых других закрытых гарнитур, но в целом тоже достаточно хорошая.

Лично мне гарнитура прошлась в пору, но проверка торговых площадок показала, что довольны ее эргономикой не все. Встречаются люди, которые не могут подолгу (кто более 2 часов, кто меньше) в ней сидеть. В основном это несчастные обладатели чрезмерно чувствительных, потливых или больших ушей — недовольство эти граждане выражают амбушюрами, дужка никому не трет и не жмет. Словом, если у вас оказалась одна из перечисленных анатомических особенностей, проверяйте эту гарнитуру на предмет своего личного удобства.

Микрофон — съемный, на гибкой дужке, и к тому же хороший. Он достаточно чисто и четко передает тихое бормотание и даже шепот — вопросы разборчивости сводятся к дикции пользователя. Редкое достоинство для недорогой гарнитуры, а эта гарнитура именно что недорогая, с учетом наличия звуковой карты уже в комплекте.

Характер звучания наушников Bloody G600i не типичный. Акцентированный бас, как и у других игровых гарнитур, имеется, но вместе с ним акцентированы еще и высокие частоты, и как бы не еще сильнее. Получается не типичная для игровых гарнитур звуковая картина, а скорее натуральная, обусловленная свойствами динамика, а не цифровой обработкой, тонкомпекнсация. Удобно играть на небольшой громкости — опять таки, ночью, чтобы из наушников наружу не доносилось ни ползвука.

Благодаря, вероятно, акцентированным высоким частотам, отлично передаются детали не только звука, но и окружения, а также направление его источника. Ориентироваться по звуку, если не стрелять вслепую, очень удобно. В общем, для шутеров эти наушники подходят хорошо, а все прочие игровые жанры по определению менее требовательны.

Что касается музыка, то как и прочие игровые гарнитуры, из-за стремления подчеркнуть спецэффекты G600i не слишком хорошо подходит. Хотя и детализация звука, и динамика у этой модели на приличном уровне.

Surefire Harrier (от 3400 рублей)

Наконец, самая дорогая модель в нашем обзоре, но все еще вполне доступная — SureFire Harrier. Как и Skirmish, она оснащена USB-разъемом, но на этот раз он нужен не для подсветки: в состав гарнитуры входит звуковая карта с интерфейсом USB. Однако, софта для нее нет. Возможности управления — те, что предоставляет Windows (в частности, включить / отключить Windows Sonic), а на пульте — только регулятор громкости и выключатели микрофона и подсветки.

С виду SureFire Harrier можно принять за профессиональные или меломанские наушники, пока не включишь подсветку — с ней начинает светиться почти вся внешняя поверхность чашек. Пластик — на чашках и части дужек не то, чтобы толстый, но приятный. Дужка обшита кожзамом, красиво обшита, с окантовкой красной ниткой. Каркас — металлический. Обшивка амбушюр тоже из кожзама, но перфорированного — дли обладателей чувствительных ушей. Наполнитель — средней мягкости, скорее даже упругий, без эффекта памяти.

Лично мне эргономика Harrier безоговорочно понравилась. Спокойно просиживал в ней в течение рабочего дня, с короткими перерывами по разным необходимостям, и никакие растущие на голове органы и органоиды не ощущали. Гарнитура вообще через некоторое время перестает быть заметной, если отстегнуть съемный микрофон на гибкой дужке, хотя весит конструкция 369г — не меньше, чем милитари-шлемофоны. В силу того, что гарнитуры на нашем рынке недавно, собрать некоторую статистику по эргономике в интернете мне не удалось, так что здесь придется опираться на единичное мнение.

К слову, на микрофоне находится поролоновая защита, которая защищает его не только физически, но и записываемый звук голоса от дыхательно-плевковых призвуков. Сам микрофон достаточно чувствительный, и позволяет говорить тихо, вплоть до бормотания — что несомненно хорошо.

Звучание SureFire Harrier удивило отсутствием видотипичного акцента в области баса. Вообще, оно очень правильное, как у музыкальных наушников, тембрально сбалансированное, энергичное и в меру детальное. С идентификацией звуков в общей звуковой картине не возникает проблем. Что, впрочем, не значит, что проблем нет.

Очень неоднозначно обстоят дела с пространственной звуковой картиной. С одной стороны, на музыкальном материале все достаточно хорошо, а в фильмах — вообще прекрасно. С другой стороны, лично у меня ориентироваться по звуку в шутерах и военных MOBA не получается вообще — ни расстояние точно определить, ни направление. Почему так, не понятно.

Итоги

Итак, самое интересное — выводы. Банальной фразой типа “каждая гарнитура найдет своего покупателя” отделываться не буду. Все гарнитуры имеют свои особенности, и под каждую есть свой оптимальный сценарий применения, где недостатки не будут иметь значения, а достоинства раскроются. Вот, что я имею в виду.

SVEN AP-U997MV — универсальная бюджетная домашняя гарнитура, которая подойдет для ночных игровых сессий благодаря чувствительному микрофону и хорошей внешней шумоизоляции. Можно носить ее подолгу, не снимая, работая под музыку, просматривая сериалы, или залипая в игры.

Игры хорошо пойдут те, где ориентироваться по звуку не особенно надо — стратегии, к примеру. Любителям сетевых шутеров или танчиков, которые в силу своей манеры игры привыкли полагаться на звук, напротив, стоит поискать другое решение.

Harper Gaming Raster GHS-X15 — недорогая активная гарнитура для вполне определенного сценария: коротких игровых сессий. Например, она хорошо подойдет для того, чтобы раз-другой в день играть в танчики, дабы взбодриться и отдохнуть от дел. Ориентироваться по звуку, замечать и идентифицировать их — позволяет. Однако Harper Gaming Raster GHS-X15 больше подойдет “рандомам”, чем командным игрокам: микрофон здесь не самый подходящий.

Creative Sound Blaster Blaze — отличная универсальная игровая гарнитура, для сетевых и сингл-игроков, под любой жанр, удобная, отлично зарекомендовавшая себя на рынке за свои рекордные для гарнитуры почти 20 лет жизни. Однако, для фильмов и тем более музыки она подходит не особенно хорошо, а кроме того, важно помнить, что она требует для реализации потенциала неплохой звуковой карты, а отнюдь не бесплатного интегрированного кодека по три копейки мешок. Ну и для ночных геймеров из-за не самого чувствительного микрофона и посредственной внешней шумоизоляции Blaze — не самый топовый вариант.

Surefire Skirmish — похожий вариант чисто игровой пассивной гарнитуры, но — в современном дизайне. Для нормального использования также нужна хорошая звуковая карта, тогда можно будет играть в игры любых жанров. Шумоизоляция — бетон, подсветка отключается, что хорошо для ночных геймеров.

Есть одна ключевая особенность — акцентированный инфраниз. В целом, для атмосферности — отлично (канонада в War Thunder такая, что под стол хочется спрятаться), но для ориентирования по звуку — ну, такое. В игре он может сбивать с толку, отвлекать, маскировать некоторые звуки.

Bloody G600i — универсальная гарнитура, под все виды игр и другого мультимедийного контента. Со “встроенной” тонкомпенсацией, для комфортного использования на небольшой громкости, и с чувствительным микрофоном, годного для разговоров в полголоса и шепотом. Практически универсальная вещь по применению, но не по эргономике: обязательно проверяйте на предмет комфорта перед покупкой, некоторым игрокам не комфортно в ней сидеть подолгу.

Surefire Harrier — единственная в тесте канонично “правильная” гарнитура, с тональным балансом под музыку и фильмы, с хорошими пространственными эффектами в кино, но — мало подходящая для шутеров и других игр, где надо мгновенно определять направление источника звука. Это не значит, что для всех игр она подходит плохо: к стратегиям или DoTA-клонам противопоказаний нет.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?