13 лет назад 2 ноября 2006 в 17:45 119

editorial

Как, наверное, заметили постоянные читатели нашего журнала, после длительного вынужденного перерыва я снова начал играть в компьютерные игры. К сожалению, нельзя сказать, что это стало моим основным занятием (смайл), но впечатления, безусловно, накапливаются.
О результате первых 24 часов игры в четвертую часть великой Civilization я написал в прошлом номере. Надеюсь, этот текст побудил кого-нибудь из вас приобщиться к сообществу поклонников этой замечательной игры. И вот настал черед Call of Duty 2
(я ее уже практически прошел), которая не только меня развлекла, но и вызвала к жизни ряд соображений.
Наверняка не все наши читатели знают, что такое CoD, поэтому даю вводную. Call of Duty (обе части плюс аддон) – это 3D-action, действие которого разворачивается во время Второй мировой войны.

Игрок оказывается в роли солдата, принимающего участие в отдельных выдающихся сражениях того времени. Собственно, первая часть Call of Duty получила известность главным образом благодаря бесподобно реконструированным историческим сценам, например высадке союзников в Нормандии, где причудливая смесь скриптов, таланта дизайнера уровней и профессионализма остальных разработчиков игры на выходе дала совершенно изумительный результат. К счастью, мне не довелось побывать на настоящем поле боя (и давайте все вместе стремиться к тому, чтобы как можно меньше людей могло похвастаться таким опытом!), но из всех игр о войне, которые я прошел, CoD производит впечатление наиболее реалистичной. О ней одобрительно отзывается даже один мой знакомый, который как раз знаком с ощущениями реального боя не понаслышке.

В общем, игра будь здоров. Единственное, что можно поставить в упрек разработчикам CoD, – это ее непродолжительность: вторая часть довольно непринужденно, на среднем уровне сложности, проходится всего за одну ночь. Впрочем, многие наверняка сочтут эту особенность продукта его достоинством: в наше время человеку, который, к примеру, работает и еще учится, довольно тяжело тратить на игры дни и недели.

Впрочем, это дело поправимое . На движке от Call of Duty можно создать множество военно-исторических игр, только надо, чтобы кто-то за это взялся. Причем не обязательно события должны развиваться во время Второй мировой войны, вполне реально с приличным уровнем достоверности смоделировать практически любую батальную сцену любого из конфликтов двадцатого столетия (да и, в принципе, двадцать первого тоже). Таким образом, мы плавно подходим к самому интересному. При правильном подходе на движке CoD можно делать обучающие программы. Зачем? Сейчас расскажу.

Возможно, кто-то не согласится со мной, но вот мне давно кажется, что отечественная система образования несколько… как бы это помягче выразиться… деградировала. Сужу я об этом не только на основании различных данных, попадающих в информационное пространство, но и по собственным впечатлениям от общения с современными школьниками.

Какие помыслы владеют обычным современным отечественным подростком? Судя по сочинениям, куски которых иногда попадают в Сеть (“Ленин после свадьбы с Каплан во главе германской армии вероломно напал на Вьетнам в 1969 году”), никакие. Ситуация катастрофическая. Зато подавляющему большинству детей симпатичны компьютерные игры. Так, может быть, имеет смысл наконец и нам взять на вооружение нестандартные формы обучения? На что хотите готов спорить: если предложить шестикласснику мультимедийный обучающий курс по Второй мировой войне, снабженный краткими, по паре-тройке минут, перестрелками, в которых реконструируются поворотные моменты войны, он, этот курс, будет пользоваться невероятной популярностью! Разумеется, я не предлагаю на такой основе строить все уроки, но в качестве дополнительного материала для самостоятельного обучения он годится.

Вообще, идея применять компьютерные игры в обучении, мягко говоря, не нова. Более того, во многих странах ее с большим успехом претворяют в жизнь, так что я никоим образом не претендую на оригинальность идеи. Просто никак не возьму в толк: есть готовая основа для создания продукта, который позволит в игровой форме рассказать подросткам об истории нашей страны (они ее не то чтобы стали забывать, они ее так и не узнали), но почему-то никто не чешется и не использует новые образовательные технологии, хотя надежда только на них – все остальные уже встали на путь деградации. В конце концов, почему многие дети путают Ленина и Левитана, Гитлера и Галилея, и это никого не беспокоит?! Сейчас они просто маленькие дуболомы, но ведь они вырастут и тогда будут уже большими дуболомами!

Надо смириться с тем, что многие дети избалованы “мультимедийностью” действительности (что, как мне кажется, не способствует развитию воображения). Впечатлить подрастающее поколение сухими строчками из учебника, не подкрепленными чем-то ярким и запоминающимся, сейчас довольно сложно, если не невозможно вовсе. Надо срочно что-то делать, используя все доступные способы (в том числе и те, которые вызывают у профессиональных педагогов советской закалки настоящую аллергию), чтобы бороться с тенденцией ко всеобщей подростковой дебилизации. Массовый запрет игр и телевизоров никакой пользы не принесет, если, конечно, не считать пользой рост продаж клея “Момент” в хозяйственных магазинах. Нужно пробовать все, что можно использовать, ибо время строить постные, полные непонимания лица прошло. “Если что-то выглядит как глупость, но при этом работает, это не глупость”. Может быть, пора наконец обратить внимание на то, что работает? А то, блин, тратят колоссальные деньги на информатизацию школ, и дети там, как идиоты, сдают зачеты по Norton Commander. И это еще в лучшем случае!

А написать этот текст меня подвигло вот что. Несколько дней назад, когда я сидел в интернет-кафе, ожидая товарища, мое внимание привлек парень, который взахлеб рассказывал своим друзьям что-то о Второй мировой войне, причем в процессе повествования он оперировал цифрами и географическими названиями. Спутники его, тоже лет двенадцати от роду, демонстрировали полное непонимание предмета разговора. Дослушав беседу до конца, я неожиданно понял, что все знания “эрудит” почерпнул из предмиссионных брифингов Call of Duty.

Математику и физику играми в сознании школьника не закрепить (хотя, с другой стороны, тоже можно попробовать что-нибудь придумать). А вот историю, стратегию и тактику (то, что в школах из вышеперечисленного преподается только история – упущение) – запросто.

Так, может быть, все-таки, то, что работает – не глупость?

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?