10 лет назад 5 августа 2014 в 21:41 1510

CivilAircraft_005011

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом о том, где сейчас находится самолет, на котором летит близкий человек или коллега? Чей инверсионный след вы видите в небе? Какую интересную ливрею нового борта можно будет сфотографировать в ближайшем аэродроме? Ответить на эти и другие близкие вопросы помогут сервисы-трекеры, отслеживающие в онлайне воздушную обстановку. Таких трекеров существует достаточно много. Среди глобальных, работающих со всем земным шаром, а не только с каким-нибудь одним регионом, можно выделить «большую тройку»: ресурсы Flightradar24 (www.flightradar24.com), RadarBox24 (www.radarbox24.com) и Plane Finder (planefinder.net).

Прежде чем сравнивать возможности этих сервисов, нужно разобраться, как они получают данные о воздушном трафике. В основном используется три источника. Первый – информация от системы MLAT. Это сеть приемников, которые получают сигналы от находящихся в воздухе самолетов и позволяют вычислить их примерное местоположение. Эта сеть покрывает большую часть Европы, присутствует в Австралии, Южной и Северной Америке. Второй источник – данные FAA, организации, отвечающей за авиацию в США; они актуальны только для рейсов, компаний и аэропортов, связанных с этой страной. Это скорее вспомогательный источник, поскольку помимо прочего информация в системе из соображений безопасности передается с пятиминутной задержкой.

_W_radarbox

Как видим, информация, получаемая из этих источников, хоть и представляет ценность, но не может использоваться в режиме реального времени. Поэтому основой серьезных трекеров, как правило, выступают собственные, построенные энтузиастами сети приемников, использующих технологию ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast). Передатчики данной системы устанавливаются на самолетах и постоянно транслируют базовую информацию о типе и принадлежности машины, а также текущие параметры полета: местоположение, скорость, высоту и ряд других. Это позволяет участникам движения отслеживать друг друга, а соответствующим диспетчерским службам – управлять ситуацией в воздухе. Наземные приемники ADS-B можно приобрести в личное пользование, что и делают энтузиасты-добровольцы. Построив сеть из таких приемников, можно с достаточно высокой достоверностью воспроизводить воздушную ситуацию.

_W_flightradar

У технологии ADS-B есть ряд ограничений. Очевидно, что для того, чтобы она работала, на летательном аппарате должен быть установлен и включен соответствующий передатчик. В настоящее время ими оборудовано примерно 65% машин. В первую очередь это самолеты гражданской авиации. В то же время на бизнес-джетах, легких самолетах и вертолетах такого передатчика может и не быть. Военная авиация также в подавляющем большинстве случаев останется за кадром. Как бы то ни было, для обычных любителей авиации или людей, по долгу службы часто встречающих пассажиров в аэропортах, такой полноты и точности вполне достаточно. Так что трекеры живут и здравствуют нам на радость и всегда рады людям, согласным развернуть у себя соответствующее оборудование и подключиться к сети обмена данными.
Полученная информация накладывается на карту и сопоставляется с внутренней базой рейсов, собираемой на основе анализа данных, публикуемых авиакомпаниями и аэропортами. Это общая схема работы крупных сервисов-трекеров. Давайте сравним их возможности в реальной жизни, где и проявляются их особенности и отличия.

По количеству отслеживаемых рейсов лидируют Flightradar24 и RadarBox24. Например, Plane Finder не отображает ряд рейсов, которые прекрасно видны на картах конкурентов. Надо сказать, Plane Finder стремится расширять свою сеть. У него даже есть программа, по которой добровольцам, живущим в областях с недостаточным информационным покрытием, может быть бесплатно предоставлено и настроено необходимое ADS-B-оборудование.

_W_planefinder

Если говорить о точности и скорости обновления информации, то у данных ресурсов она практически идентична. По крайней мере для крупных линий, а также нескольких мелких аэропортов и авиакомпаний, которые я выбрал случайным образом для целей тестирования. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно открыть рядом окна сервисов и найти, например, один и тот же рейс. Разница между отображением полета самолета на картах сервисов-конкурентов составляет буквально пару секунд.

При использовании бесплатных веб-версий Flightradar24 и RadarBox24 действует ограничение на длительность сессии. Flightradar24 отключается через полчаса, предлагая купить неограниченную подписку. Правда, для того чтобы получить еще полчаса, достаточно перезагрузить страницу. Бесплатная регистрация на RadarBox24 увеличивает длительность сессии до двух часов. А вот на Plane Finder такого ограничения по времени нет: можно оставить вкладку в браузере без внимания и потом вернуться к ней через несколько часов – все будет работать в прямом эфире.

_W_flightradar-history

Для визуализации данных применяются карты от Google, на которые накладываются собственные информационные слои. По умолчанию на карте Flightradar24 выводятся только значки-силуэты самолетов. Для того чтобы получить какую-то информацию, понадобится выбирать конкретный рейс. Нам продемонстрируют пройденный самолетом маршрут, причем цвет линии соответствует высоте, на которой он находился в той или иной точке своего маршрута. Кроме того, открывается боковая панель, на которой выводится информация, полученная от ADS-B-передатчика, а также сведения о рейсе, в том числе время вылета и предполагаемое время прилета. Поскольку Flightradar24 интегрирован со споттерским сайтом Planespotters.net, на информационной панели для большинства рейсов выводятся фотопортреты конкретных бортов. Есть база данных полетов, в которой можно вести поиск.

На карте у Plane Finder информации побольше. При наведении курсора на значок самолета появляется не только индекс рейса, но и обозначение авиакомпании, скорость и точная высота полета. При выборе конкретной машины выводится цветной трек маршрута и боковая панель с подробной информацией о борте. В том числе не просто одним снимком, а целой фотогалереей данной машины. Более того, на вкладках боковой панели выводится полезная информация о рейсе: его периодичности, длительности, а также технические данные этой марки самолетов. На карте можно открыть «линию времени» и посмотреть, какие рейсы и где были в воздухе в какой-либо конкретный момент времени.

_W_radarbox-grid

Самая информативная карта – у RadarBox24. Данный сервис по умолчанию показывает плашки с базовой информацией для всех самолетов, присутствующих на карте. Если открыта зона крупного аэропорта с интенсивным движением, то плашки выводятся для крупных бортов, но при увеличении масштаба карты они немедленно появляются и для остальных рейсов. Кроме того, можно открыть ленту новостей, в которой отображаются данные о взлетах и посадках самолетов. Ленту можно отфильтровать по ICAO-кодам аэропортов и получать локальную информацию без лишнего шума. Боковая панель помимо стандартной информации о полете и самолете предлагает очень удобный режим просмотра всех находящихся в данный момент на карте рейсов в виде списка, который можно отсортировать по коду, принадлежности и другим признакам. Присутствует и «линия времени».

Система поиска Flightradar24 предусматривает поиск по обозначению рейса, регистрационному коду самолета и названию аэропорта. Для карты доступны фильтры по кодам, типам машин, параметрам полета (можно, например, оставить на ней только борты, летящие на определенной высоте), а также есть возможность посмотреть на рейсы, находящиеся в зоне обнаружения конкретного гражданского радара.

_W_planefinder-filter

Аналогичная система Plane Finder предусматривает поиск по индексу рейса, названиям городов и аэропортов. Фильтры здесь мне показались более удобными, поскольку позволяют использовать больше признаков и, что важнее, их комбинировать. Например, оставить на карте рейсы нескольких конкретных авиакомпаний.
Поиск RadarBox24 не отличается от предложений конкурентов. Комбинировать признаки нельзя. Однако здесь есть развернутая система управления информационными слоями карты. Допустим, можно наложить на карту показания метеорадаров или общую схему всех воздушных маршрутов, проходящих через данную область.

_W_flightradar-android

Несколько слов о вспомогательных инструментах и сервисах. На Flightradar24 и RadarBox24 можно заглянуть в виртуальную кабину пилотов и посмотреть на окружающую обстановку с их точки зрения. Для этого используется сервис Google Earth. Трекеры также предлагают ряд клиентов. Пожалуй, лучше всего обеспечен Flightradar24 – у него полная коллекция приложений для всех основных мобильных платформ, а также есть клиенты для Windows и Mac OS. Следует иметь в виду, что бесплатные версии приложений для Android и iOS достаточно ограничены в своих возможностях и подойдут только для ознакомления.

Plane Finder предлагает платные и бесплатные клиенты для Android, iOS и Windows Phone. RadarBox24 пока обзавелся клиентами для iOS и Android, причем бесплатная версия предлагается только для Android. Кстати говоря, по своим возможностям она смотрится выигрышней бесплатного конкурента от Flightradar24.

_W_radarbox-android

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?