Компания не обеспечила подключение к интернету и затягивала возврат денег. Абонент обратился в суд. Состоялось первое заседание, на котором были озвучены позиции сторон.
Итак, второе заседание состоялось. Мировой судья, не вняв доводам ответчика, изложенным ранее, обязал его вернуть абоненту стоимость неоказанной услуги и выплатить неустойку (см. врезку «Решение суда»). В качестве компенсации морального ущерба читателю вместо затребованных 35 тыс. руб. было присуждено 500 руб. Сумма смешная, но она как нельзя лучше отражает сложившуюся практику: суды пока не привыкли взыскивать в пользу истцов крупные суммы. Во многом такое положение вещей объясняется недостаточной четкостью законодательных формулировок: что является моральным вредом, как его обосновывать, то есть какие нужны доказательства?
Однако наша главная цель была достигнута: суд первой инстанции подтвердил правоту абонента. Почему вдруг я упомянул первую инстанцию? Потому что в течение десяти дней после получения решения ответчик подал апелляционную жалобу в районный суд. Копия данного документа была направлена мне, как представителю интересов абонента. Между прочим, вопрос с апелляционной жалобой вам следует контролировать особо тщательно. Справляйтесь у секретаря, получил ли ответчик решение и не поступала ли от него апелляционная жалоба. Если да, вам имеет смысл самостоятельно приехать в суд и получить копию жалобы, не дожидаться пересылки документа по почте.
Обратите внимание на следующие моменты. В апелляционной жалобе указываются реквизиты сторон, номер дела, дата принятия судом решения, наименование суда первой инстанции, доводы заинтересованного лица, его просьба (отменить или изменить решение мирового судьи). Апелляционная жалоба адресуется районному суду, но подается через мирового судью, принявшего решение по первой инстанции. Если же изначально вы обращались в районный суд (сумма иска была более 50 тыс. руб.), такая жалоба называется кассационной. Она подается на адрес городского суда через принявшего обжалуемое решение судью. Закон предоставляет другой стороне возможность высказаться по поводу содержания апелляционной жалобы. Поэтому мной были подготовлены «Возражения на апелляционную жалобу» (см. врезку на стр. 39).
Вернемся к нашему делу. Как я уже упоминал, загрузка у районных судов серьезная. Процесс неоднократно переносился: судья не успевал рассмотреть все назначенные на определенную дату дела. Однако заседание все-таки состоялось. Следует оговориться: разбирательство в суде апелляционной инстанции проходит по тем же правилам, что и в суде первой инстанции. Слушайте судью, и трудностей не возникнет. По всей видимости, ознакомившись с делом, судья районного суда еще до начала процесса сделала для себя определенные выводы. Разбирательство заняло не больше пятнадцати минут, в течение которых ответчику были заданы вполне конкретные вопросы: «Деньги от абонента приняли? Услугу не оказали? Требование о расторжении договора получили? Так почему же до сих пор не вернули деньги?!» Как вы понимаете, вопросы были во многом риторическими (смайл).
Мы с представителем ответчика отказались от прений и заключительного слова, так как все уже было сказано, и судья удалилась в совещательную комнату. Спустя некоторое время она вернулась в зал заседания и огласила решение – подтвердила правоту абонента и обоснованность решения суда первой инстанции.
Однако открывать шампанское (виски, пиво – нужное подчеркнуть) и праздновать победу было рано. Нам еще предстояло пройти стадию исполнительного производства.
Порядок действий следующий. После принятия решения судья районного суда (апелляционная инстанция) направляет дело обратно мировому судье (первая инстанция). Секретариат мирового суда готовит исполнительный лист и направляет его в службу судебных приставов (ССП). Я настоятельно рекомендую читателям отслеживать всю эту цепочку и после поступления дела в мировой суд самим приезжать за исполнительным листом, а потом самим же отвозить его в ССП.
Исполнительный лист имеет собственный номер и содержит сведения о сторонах – взыскателе и должнике, о деле, по которому он принят, о сути решения суда.
Для того чтобы передать его в ССП, необходимо подготовить заявление по определенной форме. В «шапке» указывается наименование отдела службы судебных приставов, ваши ФИО, почтовый адрес и телефоны. Непосредственное содержание таково.
Заявление
Прошу принять исполнительный лист по делу ***, выданный мировым судьей судебного участка #12 р-на *** г. Москвы, о взыскании с должника (наименование и адрес должника) в пользу (ваши ФИО и адрес, по которому вы зарегистрированы) денежных средств в размере (сумма цифрами и прописью). Взысканные денежные средства прошу перечислить на мой счет.
Как вы поняли, в заявлении, направляемом в ССП, необходимо указать реквизиты счета в банке: наименование отделения банка, к/с, р/с, БИК, ИНН, КПП, номер вашего лицевого счета. Если счета у вас пока нет, обратитесь в ближайшее отделение Сбербанка. Там за очень скромную сумму довольно быстро заведут сберкнижку на ваше имя и выдадут вам все необходимые реквизиты. Исполнительный лист с заявлением вы отвозите в канцелярию ССП. На втором экземпляре заявления работник канцелярии поставит печать с датой и входящим номером. Также вам сообщат фамилию, имя и отчество пристава, которому передается дело, номер его кабинета и служебный телефон.
Дней через десять позвоните своему приставу или лучше приходите к нему на прием. В нашем случае вопрос решился достаточно быстро: с момента обращения к приставу до перечисления денег прошло около двух недель. Подведем итоги. Для окончательной победы над нерадивым провайдером нам понадобилось чуть больше года. Причем треть срока была потрачена на выяснение адреса компании, по которому следует отправить исковое заявление. Для выяснения всех обстоятельств и принятия окончательного решения по делу потребовалось три заседания: два – в мировом суде, одно – в районном. Поэтому если ваши права нарушены, то без сомнений обращайтесь в суд.
Решение суда
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что деньги не выплачены истцу только из-за нарушения истцом процедуры предоставления документов, так как денежные средства надлежащим образом были уплачены истцом, о чем не мог не знать ответчик, а также ответчик знал, что услуга, согласно заключенному договору, не была предоставлена истцу.
<…>
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Таким образом, ответчик не исполнил принятые на себя обязательства, что повлекло непредоставление услуги, указанной в договоре. А потому требования истца о возврате денежных средств суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возражения на апелляцию
Р ешением мирового судьи судебного участка #12 района *** г. Москвы по делу #*** удовлетворен иск абонента к ЗАО «***» о взыскании уплаченной суммы и компенсации морального вреда. Представителем ЗАО «***» была подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи. Жалоба не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам. В апелляционной жалобе ответчик заявляет, что между ним и истцом был заключен публичный договор. Однако ответчик не выполнил главное условие, предусмотренное абзацем 2 пункта 1 статьи 435 и пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ: его предложение заключить договор не содержало существенных условий этого договора. При оплате услуги доступа истцу был предоставлен лишь бланк заказа и кассовый чек. Доводы ответчика о том, что истец мог позже ознакомиться с Договором, размещенным на сайте провайдера, представляются несостоятельными по следующим причинам.
Во-первых, доступ к сети Интернет истец так и не получил, соответственно, не мог зайти на сайт провайдера и прочитать договор (и не желал тратить деньги на оплату модемного доступа, услуг интернет-кафе и т. п., чтобы ознакомиться с договором, который, безусловно, должен предоставляться потребителю бесплатно). Во-вторых, ответчик, не предоставив абоненту при оплате подключения договор, нарушил положения статьи 10 закона «О защите прав потребителей», в которой закреплена обязанность лица, оказывающего услугу, своевременно предоставлять информацию о данной услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Очевидно, что данная норма обязывает компанию до момента оплаты предоставить потребителю текст соглашения, чтобы тот мог изучить его условия и принять взвешенное решение. Выполнение этого обязательства может быть подтверждено подписанием потребителем текста соглашения.
Учитывая вышеизложенное, все дальнейшие ссылки ответчика на договор представляются необоснованными.
<…>
Не получив доступа к сети Интернет и не зная содержания договора, абонент приезжает в компанию и составляет заявление на возврат денег. Заявление принимается и регистрируется представителем провайдера (копия имеется в материалах дела). Вызывает недоумение тот факт, что ни в тот момент, когда абонент впервые позвонил в компанию и выразил желание расторгнуть договор, ни при оформлении заявления в офисе провайдера ему не сообщили о необходимости приложить к заявлению кассовый чек. По всей вероятности, это было сделано в целях затягивания процесса возврата денег. Кроме того, согласно пункту 5 статьи 18 закона «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Не способствовал ускорению процесса судебного разбирательства и тот факт, что по юридическому адресу компании «***», указанному на официальном сайте сервиса «***», такой организации не зарегистрировано. Из-за невозможности доставить необходимые документы ответчику суд длительное время не мог перейти к рассмотрению дела по существу. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ответчик по-прежнему продолжает указывать недействительный юридический адрес в процессуальных документах, и в частности в апелляционной жалобе. Содержащееся в апелляционной жалобе заявление о том, что ответчик готов вернуть уплаченную сумму и что необходимые средства находятся в кассе ЗАО «***», дополнительно свидетельствует о признании ответчиком обоснованности требований абонента. При этом следует заметить, что о готовности провайдера вернуть деньги абонент узнал лишь из апелляционной жалобы.
Принимая во внимание вышеизложенное, на основании статьи 62 Федерального закона «О связи», статей 15, 17, 28, 29, 31 Федерального закона «О защите прав потребителей»,
ст. 14.8 Кодекса об административных нарушениях РФ, статей 325, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ прошу:
отказать ЗАО «***» в удовлетворении апелляционной жалобы;
рассмотреть вопрос о привлечении ЗАО «***» к административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой информации об услуге;
направлять все процессуальные документы в адрес представителя абонента (копия Доверенности в материалах дела).
Приложения.
1. Копия апелляционной жалобы.
2. Копия возражения на апелляционную жалобу.
(Чем больше статей в обоснование своей позиции вы приведете, тем лучше (смайл). – Прим. автора.)
По форме данный документ аналогичен апелляционной жалобе и подается так же – через мирового судью в пределах срока, отведенного для обжалования (десяти дней).
Олег Павлов