2 года назад 8 июня 2016 в 12:36 273

В предыдущей статье о контроллере для программы TRAKTOR (это был TRAKTOR KONTROL Z1) мы рассматривали его не столько как микшер, сколько как музыкальный инструмент с низким «порогом вхождения» в связке с программой TRAKTOR. Сегодня у нас в гостях контроллер для того же ПО, но совершенно другого уровня.

Некоторое время назад, когда программа ACID была относительно новой, мы с моими соседями имели обыкновение собираться и сейшенить помалу в составе: бас гитара, синтезатор в роли электропианино, компьютер с ACID в роли драм-машины и семплера. Дорожки с петлями заготавливались заранее, в больших количествах, чтобы иметь какую-то свободу маневра. Простор для полета мысли был невеликий, было неудобно управляться с мышкой, но что делать, в те времена даже MIDI-клавиатуры были в диковинку.

Со временем стали появляться программируемые MIDI-клавиатуры с дополнительными контроллерами и кнопками, подходящие для живой игры в первую очередь электронщику, а не клавишнику (вроде M-Audio Oxygen 25), хотя как по мне, так для живой игры они были не очень удобны, скорее годились для экспериментов и записи отдельных партий под композиции в секвенсоре и им подобных программах.

В отличие от аудиоредакторов вроде ACID/Cubase и MIDI-клавиатур диджейские контроллеры и диджейские программы предназначены именно для игры с семплами/петлями/треками вживую: программируемый микшер с эффектами TRAKTOR Z1, который мы недавно описывали, отлично подходит для простых миксов, а вот то, что мы разбираем сегодня, можно назвать инструментом композитора-электронщика.

Можно назвать и инструментом диджея, но диджей – слишком широкое понятие. Например, диджеи на мероприятиях «типа банкет» созданием композиций вообще не занимаются, обеспечивая только своевременный запуск музыки и переходы между композициями и согласование уровней сигнала; их инструмент — микшер с процессором эффектов, как раз вроде Z1.

TRAKTOR KONTROL S5 – контроллер для ПО NATIVE INSTRUMENTS Traktor PRO –  включает в себя микшерный блок. Он содержит слайдеры, трехполосные эквалайзеры, эквалайзеры с плавающей частотой настройки (фильтр Hipass/Lowpass), регуляторы чистого и обработанного сигнала (Gain) для каждого из четырех каналов (дек) программы TRAKTOR, а также блок дополнительных регуляторов обработки внешнего сигнала. В роли источника может быть или плеер, или микшерный пульт с подключенными живыми инструментами — все, что способно подавать аналоговый сигнал на линейный вход TRAKTOR KONTROL S5.

Слева и справа от микшера симметрично расположены мощнейшие блоки с клавишами и дисплеями. Официально эти блоки никак не называются, условно назовем их панелями дек, поскольку все их органы управления служат именно этой цели. Физически таких контроллеров для дек у нас два, но за счет переключателя DECK происходит удвоение – левый контроллер отвечает за А и C, правый за B и D. Типы дек могут быть любыми, то есть — стемс, ремикс, трек.

Кнопки и регуляторы вместе с переключателями режимов позволяют выбирать любой материал из файлохранилища, обрабатывать его, запускать в различных режимах с разной обработкой на одной из четырех дек. Browse позволяет получить любой материал из фонотеки, не прибегая к компьютерной мышке, Loop – сделать петлю, кнопки позволяют запускать треки, участки треков, петли, семплы, включать-отключать дорожки стемов. Ручки в верхней части регулируют глубину эффектов, накладываемых на сигнал деки: (по умолчанию это делэй, ревер и флэнджер, их можно заменить любым эффектом из списка доступных в TRAKTOR; список приличный, но где овердрайв, дисторшн и т.п.?)). Также есть общий для всех эффектов регулятор Dry/Wet.

Дисплеи достойны отдельного упоминания. Они выдают красивую четкую картинку, и они очень информативны. Как это возможно при таких размерах? Картинка переключается. На них могут отображаться петли и семплы, заведенные на микс-деку, волновая форма семпла/трека с заданными точками в изменяемом масштабе, список музыкальных материалов на диске. И другое. Изменение картинки происходит в зависимости от активности деки/режима и при нажатии кнопок по бокам дисплея.

Лично мне TRAKTOR KONTROL S5 в сочетании с соответствующей программой очень напоминают аудиоредактор, заточенный под живую игру. Здесь тот же принцип сложения разрозненного материала в общую композицию, но есть ключевые различия, обусловленные отличием живой игры от интровертного сосредоточенного сочинительства: у TRAKTOR  ограниченное число дорожек (64 дорожки) и нет возможности сохранить композицию как набор звуковых дорожек и эффектов, но есть заточка именно под живую игру и даже импровизацию. (Возможность сохранить композицию, конечно, есть, и даже в реальном времени, но отредактировать записанный трек нельзя). Множество вещей, которые в аудиоредакторе/секвенсоре займут время и потребуют усилий на возню с мышкой и интерфейсом, здесь делается мгновенно, но не “на просчете”, а на скиле и чувстве. Из-за этого мысль развивается совсем по другому, получается разница как между письменной речью и устной.

Если полностью расписывать функционал TRAKTOR KONTROL S5, получится приличных размеров мануал (на английском — 208 страниц), а с примерами — и вовсе учебник, а это задача явно не для обзорной статьи, и не лучший способ составить общее впечатление о программе и контроллере. Чтобы получить больше информации, посмотрите на Youtube стримы игры на TRAKTOR KONTROL S5 и другие подобные материалы, их предостаточно.

А мы переходим к обзору встроенного в TRAKTOR KONTROL S5 аудиоинтерфейса.

Разумеется, аудиоинтерфейс соответствует профессиональному уровню, с качественным аудиотрактом, микрофонным предусилителем и усилителем на наушники – благо, габариты корпуса обусловлены скорее удобством размещения контроллеров чем размерами электронной начинки. Для разъемов под подключение про-аппаратов места тоже предостаточно. Сзади с комфортом разместились линейные выходы на RCA и XLR, Booth-выход (для мониторов) на паре балансных 3/4” TRS, линейный вход на RCA и микрофонный на 3/4” TRS, на переднем, ближнем к диджею, торце смонтирована пара выходов на наушники, на большом и маленьком «джеках».

Замеры с помощью RMAA в режиме 24 / 48 показали следующее: динамический диапазон составляет 102 dbA, уровень гармонических искажений и шума (THD+N) составляет 0,0011%, интермодуляционных искажений и шума (IMD+N) — 0,0048%, тесты с плавающим синусом показывают отсутствие пиков искажений и проблемных зон в рабочем диапазоне. С таким аудиоинтерфейсом можно сделать запись отличного качества, как микса, так и инструментальной или вокальной партии. Единственный минус использования S5 в качестве внешней аудиокарты — это габариты. TRAKTOR KONTROL S5 приживется за компом разве что у музыканта, ежедневно миксующего.

Нет, играющего. Миксы в самом распространенном понимании, пара сведенных треков с приправой из нескольких семплов и эффектов. слишком примитивны для TRAKTOR KONTROL S5. На этой штуке можно делать композиции почти в любом электронном жанре, вплоть до прогрессива. Потребуется время чтобы освоиться с S5, но процесс освоения будет увлекательным. Что может быть увлекательнее музыкальных экспериментов?

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?