17 лет назад 9 ноября 2006 в 12:47 754

На свете целая куча нормальных людей. Таких, как все. Ну, не все, но большинство. Но есть и такие, кто НЕ ХОЧЕТ быть таким, как все. Вот не хочет — и все тут. Многие, впрочем, никак не реализуют это желание, стройными рядами маршируя в составе общества. Иные выделяются за счет успехов в науке или спорте, военных побед или галантных приключений.

Но есть и еще один путь — объединиться с подобными себе и эпатировать почтеннейшую публику хором. Как говорили в Азии, если весь народ дунет, родится буря, а плюнет — получится целое озеро. Опять же, рыбак рыбака видит издалека. А уж у всяческих маргиналов нюх на себе подобных — просто фантастический. В результате получается ТУСОВКА.

Масштабы тусовки могут быть весьма различными. С одной стороны, в золотые шестидесятые годы хиппи победной поступью шли по всей планете, а пару-тройку веков назад масонская ложа была, пожалуй, наиболее значимой политической силой в мире. С другой стороны, скажем, колхозники деревни Гадюкино имеют полное моральное право образовать тайное общество. О таких неформальных братствах, к сожалению, нам не удастся рассказать — ограничимся самыми если не значимыми, то известными.

Конечно, стоило бы подробнее рассказать о масонах и розенкрейцерах, ку-клукс-клане и Корсиканском союзе — но эти организации остались в далеком прошлом, да и к тусовкам их отнести трудно.

Цветочки и ягодки

Первое, что в приходит голову при словах «тусовки ХХ века», — хиппи. Наивысшего расцвета движение хиппи (http://www.hippy.com/) достигло в 1960-е годы. То было время «Битлз» и демонстраций в поддержку мира, свободной любви и путешествий автостопом, марихуаны и ЛСД. Родиной хиппи по праву считается США, однако с течением времени это движение стало популярным во всем мире, ибо принципы, которые оно исповедовало, нравились очень многим.

Казалось, что за ними — будущее. Собственно говоря, в наше время тоже можно встретить волосатых людей, основной одеждой которых являются фенечки, а смыслом жизни — любовь ко всему сущему, но их остается все меньше и меньше…

Их идеалы вступают в конфликт с окружающей действительностью, и, как это всегда и бывает, действительность побеждает.

А ведь было время, когда, казалось, никто и ничто не остановит победоносное шествие хиппи по планете. Десятки тысяч молодых людей Старого и Нового Света порвали с укладом жизни своих родителей, пытаясь вырваться из клетки одуряющего своей монотонностью повседневного бытия. Была предпринята попытка опрокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эры — Эры Любви.

Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми. Она жаждала мира, где человека принимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть. Западный мир был ошарашен масштабами нового явления.

Города и веси наводнили юноши и девушки странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и читали стихи (http://www.aural.org/). «Битлз» были их гимном, Керуак — философией, а битловское же «All you need is love» — девизом. 

Миллионные стада хиппарей, потряхивая хаерами, позвякивая пацификами и плетя на ходу фенечки, кочевали по бескрайним равнинам Америки, останавливаясь лишь на водопой. Затем их тлетворное влияние поразило и Европу. Более того, «дети цветов», как они сами себя называли, умудрились проникнуть даже за железный занавес, а ведь в 60-е годы у нас без особого энтузиазма относились к злостным тунеядцам, развратникам и наркоманам, каковыми, с точки зрения советской морали, и являлись хиппи (www.altruism.ru/sengine.cgi/8/4?page=0). «Советский Энциклопедический словарь» писал: «Хиппи — группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни».

Впрочем, гонения не мешали непрерывному увеличению популяции хиппи, которые, кстати, попали между двух огней. Во-первых, их всячески преследовали служители закона, изо всех сил пытавшиеся покарать несчастных за нежелание трудиться на благо коммунистического общества. 

Kроме того, по каким-то загадочным причинам гопники всех мастей жестоко невзлюбили милых и безобидных хиппи. Панки и металлисты, люберы и скинхеды, наконец, просто маргиналы неопределенной ориентации — все так и норовили обидеть беззащитных детей цветов, идеалы которых, помимо всего прочего, мешали им даже сопротивляться.

Да-да, нельзя забывать о том, что хиппи исповедовали тотальный пацифизм. Их основной символ, называемый пацификом, являет собой не что иное, как стилизованную лапку голубя мира. Впрочем, суровая реальность заставила хиппарей приспосабливаться — именно в СССР появились большие чугунные пацифики и хайратники, сделанные из велосипедных цепей.

Заслуживает внимания и еще одно орудие самозащиты — тяжелый ботинок в прочном матерчатом мешке. Случались и казусы — хиппи мог принципиально ходить босиком от снега до снега, не расставаясь с верным ботинком. Зря смеетесь — в умелых руках страшное оружие, и никакая милиция не докопается. Мол, иду к сапожнику, последнюю обувку ремонтировать…

К сожалению, хиппи во многом стали жертвой того мира, который они так и не смогли воспринять. Во всех странах Запада оформилось, развилось, разрослось явление, которое теперь называется hippies style — «стиль хиппи».

Массовая культура, развлекательная и потребительская, перемалывает хиппи на своих жерновах. Майки с надписями и рисунками — гигантский бизнес. Джинсы заполонили мир (www.fashionlook.ru/style/default.taf?function=
showarticle&id=1224
). Куртки, сумки, прически, пояса, пряжки, музыка, даже автомобили — в стиле одинокого хиппи, плывущего спокойно и отчужденно по морю страстей или бредущего по свету под дырявым зонтиком.

Движение превратилось в стиль. Хиппарь, сам того не желая, стал одной из традиционных фигур американского общества — наряду с былинными ковбоями и шерифом. Сегодня есть даже интернет-хиппи (www.olywa.net/atd/hippie), к которым при желании можно примкнуть.

И все же не все так грустно. Не следует думать, что с закатом «эпохи цветов» полностью исчезли и ее дети. Конечно, нынешние хиппи во многом не похожи на своих предков. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников.

Несмотря на внешние атрибуты, в ней можно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, прикиды из second hand, традиции free love, музыка Doors, Хендрикса, Джоплин — ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Братья и сестры, слушающие рассказы редких ветеранов, сдаются, убеждаясь, что все уже позади, что истинная нравственность хиппи осталась там, в 60-х.

Но и среди современных хиппи существуют люди, которые стремятся к свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. По-прежнему бродят они по городам и весям, проповедуя любовь и доброту, раздражая обывателей своим внешним видом и упорным нежеланием работать.

Они путешествуют автостопом, «сейшенят» с гитарами и флейтами на людных улицах, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви (slang.c.od.ua).

Многие считают растафарианцев (rastaman.tales.ru) наследниками легендарных хиппи. Они тоже придерживаются весьма миролюбивых взглядов, правда, не из принципа, а просто потому, что лень им с кем-то враждовать. Шевелюра растафарианцев напоминает хипповские хаеры — с той разницей, что в классическом варианте она заплетается во множество тоненьких косичек. 

A уж легкие галлюциногены — непременный атрибут их культуры. Растафарианцы любят утверждать, что находятся под особым покровительством всемогущего Джа — загадочного африканского божества.

…и другие жители

Не стоит забывать и о панках (genstaff.narod.ru). Вот уж кто далек от идеалов всеобщей любви… Злые они, панки.

Цель их бытия — destroy (http://www.punksthemovie.com/). Традиции панков вызывают у мирного населения содрогание, а рассказы о их забавах пробуждают недоверие. Впрочем, панков это не сильно волнует. Дело в том, что их вообще мало что волнует.

А вот скинхедов (http://www.skinheads.net/) волнует многое. Они, пожалуй, занимают наиболее активную жизненную позицию из всех неформалов. Более того, они даже претендуют на некую политическую ориентацию — которая известна как ультраправая или красно-коричневая. Скинхеды бывают хорошие и разные.

Немало среди них и таких, кто является банальными гопниками, так сказать, ассоциированными членами, польстившимися на грозную атрибутику и гордые принадлежностью к столь известной организации. А вот истинные скинхеды могут похвастаться строжайшей внутренней дисциплиной, изрядной подкованностью в теоретических вопросах и глубокой внутренней убежденностью в правоте своего скиновского дела.

А еще скины отличаются тем, что заслужили славу полных отморозков даже в среде не самых законопослушных тусовщиков (http://www.rahowa.com/).

Многие из скинхедов принимают участие в объединениях футбольных болельщиков (http://www.un.da.ru/). Не секрет, что у большинства популярных клубов кроме армий тихих, мирных и цивилизованных болельщиков есть и фан-клубы, объединяющие экстремалов, которым футбола не показывай — дай только развернуть высокоинтеллектуальную дискуссию с коллегами из числа поклонников другого клуба.

Доводы идут в ход самые просвещенные — от генеалогических исследований и выяснения сексуальных предпочтений до арматуры и ножей. Вот среди подобных эстетов от футбола и отдыхают душой скинхеды после теоретических занятий и политических акций.

Победной поступью шагают по России толкиенутые (http://www.tolkien.ru/), сиречь поклонники творчества Джона Рональда Руэла Толкиена и пророка его Ника Перумова. Зимой они копят силы, углубляют теоретические познания и совершенствуют навыки боя на мечах, а летом приступают к активной деятельности. Если вы, гуляя по лесу или парку, вдруг заслышите над ухом истошные вопли «Барук хаза-а-ад!» и «Вар хай урук ха-а-ай!» — не пугайтесь.

Гномы с орками разбираются, всего и делов. Тут главное — не попасть под шальную стрелу, ибо эльфы, встречающиеся в подмосковных лесах, не обладают меткостью своих сородичей из Серых Гаваней.

Конечно, изложенная в этом обзоре информация — лишь капля в безбрежном море неформальных явлений. В следующих статьях я постараюсь подробнее рассказать вам о панках и скинхедах, толкиенутых и растафарианцах, а также многих других. А вам уж решать — будете вы соблюдать нейтралитет, выстригать панковский гребень или плести фенечки.

Георгий Михайлец

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?