13 лет назад 20 августа 2007 в 15:06 421

Пользователи Сети сталкиваются с Google и испытывают на себе все ее нововведения. Новый проект получил название Universal Search, а некоторые обозреватели уже окрестили его Google 2.0. Разработка инструментов для него велась на протяжении шести лет.

П редставителями самой Google проект Google Universal Search признается одним из крупнейших изменений в архитектуре, интерфейсе и способах сортировки результатов за всю историю компании. Пора разобраться, что новинки Google несут обычным пользователям, какие инструменты попадают в наше распоряжение и как их можно применять с максимальной эффективностью.

Занимательная геометрия
Прежде чем начинать разговор собственно о новшествах Google, давайте разберемся с понятиями «горизонтальный» и «вертикальный интернет-поиск». Мы будем обращаться к ним достаточно часто, кроме того, именно в данных областях заложена главная изюминка Google Universal Search.
Когда мы отправляем запрос в режиме горизонтального поиска, то получаем результаты со всех сайтов, присутствующих в индексной базе поисковика, независимо от их тематики. Мы получим информацию с ресурсов самого различного плана – от энциклопедий до торговых площадок, – что дает хороший охват материала, однако необходимые нам данные могут быть погребены под толщей формально соответствующих запросу, но абсолютно не нужных в данный конкретный момент ссылок. Попробуйте ради эксперимента найти информацию о самых обычных стеклянных окнах по запросу «Windows», и вы сразу поймете, о чем идет речь.
Вертикальный поиск ведется только по какой-либо одной предметной области либо специализированной базе данных: по новостям, сетевым дневникам, видео, другим специфическим ресурсам, а также по группе сайтов определенной тематики. Он более узкий и точный, зачастую предоставляет доступ к уникальному контенту, однако в таком режиме во многом сужаются рамки рассмотрения интересующего нас предмета и теряется общая картина.
Компания Google предложила третий вариант, изготовленный по рецепту Джеймса Бонда, – взбалтывать, но не размешивать. Концепция «универсального» поиска появилась далеко не на пустом месте. Google – признанный лидер горизонтального поиска, а также располагает хорошим набором вертикальных ресурсов – это News, Maps, Video, Code Search, Patent Search, Scholar и другие хорошо и не очень известные сервисы. Google Universal Search призван навести в них порядок и сделать вертикальный поиск более удобным для пользователей. В настоящее время он работает только в английской версии поисковика.
Итак, самое важное нововведение заключается в том, что набранный в Google запрос теперь по умолчанию отправляется на все его вертикальные ресурсы, а полученные данные показываются единым списком. Что интересно, результаты поиска из различных баз Google теперь не показываются отдельными блоками в верхней части страницы, а сортируются на основе анализа запроса. Соответствующие алгоритмы, распределяя места в списке выдачи, пытаются определить, что важнее в каждом конкретном случае – обычная веб-страница, видеоролик, новость или сообщение в блоге. Это приниципиально новый момент, который теперь понадобится учитывать при поиске в Google.
На странице выдачи мы теперь видим обещанную смесь результатов из различных баз данных, причем их положение в списке на самом деле меняется от запроса к запросу. В этом радикальное отличие от старого способа показа обнаруженных в Сети ресурсов по нужной теме, при котором ссылки из отдельных ресурсов получали выгодное положение в начале выдаваемой поисковиком общей страницы автоматически. Есть и другие любопытные моменты. В строке над списком результатов появились ссылки на те базы данных, в которых обнаружена информация по вашему запросу. По сути, это не что иное, как быстрый переход к классическому раздельному поиску по ресурсам Google – даже не придется заново набирать запрос. Чего здесь не хватает, так это кнопки для запроса данных только по обычным веб-ресурсам – универсальный поиск теперь привязан к закладке Web.
Если среди результатов вашего запроса попадутся видеоролики, то их отображение зависит от того, найдены они в базах Google Video и YouTube или же на ресурсах, не принадлежащих компании. Если они находятся на одном из ресурсов Google, то их окно можно открыть кнопкой Watch Video прямо на странице выдачи. А ролик, обнаруженный на внешнем ресурсе, будет сопровождаться миниатюрой и простой ссылкой на его местоположение.
Что интересно, результаты Google Images выводятся отдельным блоком в верхней либо нижней части страницы результатов в зависимости от рассчитанной системой значимости картинок для темы поиска. Вторая новинка поджидает в нижней части страницы – это раздел Searches Related:, в котором выводятся другие запросы, близкие к заданному или связанные с ним тематически. Это еще не кластерный поиск, но что-то явно в этом направлении.

Режим Map View обеспечивает географическую привязку результатов интернет-поиска

Новые инструменты
Кроме изменений в выдаче и сортировке результатов Google предложила некоторые другие нововведения. На все страницы добавлена так называемая «навигационная панель», которая содержит ссылки на ее многочисленные сервисы, в том числе Calendar, Gmail и онлайновые офисные приложения. Эта панель, в отличие от универсального поиска, теперь работает и в локализованных версиях Google.
Внимания заслуживает и ресурс Google Experimental (www.google.com/experimental/), где можно протестировать последние разработки компании. В настоящее время там представлены несколько проектов, связанных с продолжающейся отработкой интерфейса универсального поиска. Новые режимы пока функционируют только в оригинальной английской версии Google.
Режим Left-Hand Search Navigation выводит ссылки на «вертикальные» ресурсы Google и содержит те же дополнительные разделы, что и рассмотренный нами выше стандартный интерфейс универсального поиска. Однако в данном случае они представлены в виде развернутого бокового списка.
Right-Hand Contextual Search выдержан в более строгом стиле – к обычным результатам добавляется только раздел со ссылками на похожие темы, представленный в виде небольшого блока в углу страницы выдачи.
Запустить такой экспериментальный поиск можно не только со страницы Google Experimental, но и добавив соответствующий оператор к запросу, введенному на обычной странице поиска Google.
Режим Timeline View позволяет наглядно увидеть историю развития той или иной темы. Для этого служит выводимая перед результатами поиска «линия времени», разделенная на отрезки по 5 лет. Щелкнув по определенному делению, можно открыть список найденных ресурсов, относящихся только к этому периоду. Количество ссылок для каждого отрезка показывается в виде наглядной гистограммы. Стоит отметить, что, распределяя ссылки по временным периодам, Google ориентируется как на дату публикации, так и на результат анализа текста веб-страниц. Например, «линия времени» по запросу «space explorations» начинается 1950-ми годами. Оператор, открывающий этот режим, – view:timeline.

Тестировать Google Universal Search лучше поиском по имени какой-нибудь знаменитости


Второй новый режим – Map View. Его назначение – географическая привязка найденных в Сети веб-страниц к привычной карте в стиле Google Maps. Запустив, например, поиск по запросу «airports», мы получим список веб-ссылок, посвященных аэропортам мира, представленный в виде колонки. Каждому результату соответствует свой маркер, поставленный на карте, которая выводится справа от перечисления обнаруженных ресурсов. Таким образом, появляется новый, более удобный для некоторых случаев способ навигации по результатам поиска. Открыть этот режим можно оператором view:map.

Продолжение следует…
Оценивая Google Universal Search, необходимо учитывать два главных аспекта проведенных изменений: выгоды для пользователей и для самой компании. Интересы первых затрагивает провозглашаемая повышенная релевантность результатов. Действительно, при простом поиске увидеть на одной странице результаты сразу из всех баз Google довольно удобно, а при необходимости более узкого поиска всегда можно перейти к стандартному вертикальному варианту. С другой стороны, только время покажет, совпадает ли представление о релевантности у разработчиков и большинства пользователей. Трудно сказать, что лучше, например, при подготовке школьного реферата – десяток лучших веб-ссылок или смесь разнопланового контента.
Однако универсальный поиск – это не только попытка улучшить релевантность поиска, но и способ продвижения многочисленных вертикальных ресурсов Google. И это вполне понятно, ведь на их разработку, а также приобретение сторонних проектов было потрачено немало денег. Казалось бы – а зачем выдумывать что-то новое? Ссылки на отдельные ресурсы Google давным-давно выставлены на стартовой странице поисковика. Проблема в том, что большое количество пользователей до сих пор не знает о них и не пользуется даными продуктами. Эту ситуацию еще несколько лет назад окрестили «проблемой невидимых опций». Похоже, команда Google имеет серьезные подтверждения справедливости народного мнения, поскольку изменения коснулись в основном способов представления результатов вертикального поиска. Что же, если приверженцы поисковика не хотят учиться по-хорошему, Google поможет им сделать правильный выбор. Если раздельными ссылками на вертикальные ресурсы Google пользуются только продвинутые посетители, то «умолчальный» единый поиск, вне всяких сомнений, будет востребован подавляющим большинством пользователей. Сейчас сделан только первый шаг в направлении реализации Universal Search, вероятно, следующие не заставят себя долго ждать. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?