14 лет назад 13 января 2010 в 20:28 804

В смысле эволюционные или же революционные изменения произошли с тем или иным предметом массового обожания. Причем если из «внушающих доверие источников, пожелавших остаться анонимными», становится заранее известно, что никаких радикальных нововведений ждать не следует, обычно наступает всеобщее уныние. Отчасти это понятно: революции, как показывает пример бывших союзных республик, в последние несколько лет превратились в подвид масштабных народных гуляний и потому ассоциируются с весельем и атмосферой праздника.

ATI

А когда идет планомерное развитие и совершенствование – это уже как-то скучно, «екстриму не хватаить»! Между тем к успеху чаще приводит не резкий поворот основного курса, а как раз продолжение традиций, тем более если традиции эти весьма славные. Сие вступление писано с одной-единственной целью – подготовить вас к рассказу о новой, 5000-й, серии видеокарт ATI / AMD, представители которой в полной мере являются детьми своих родителей. Все, что было хорошего в девайсах предыдущего поколения, еще улучшили, а всего, чего было и так много, сделали вдвое больше (смайл).

Вообще развитие видеоадаптеров в последние годы очень напоминает изменения, происходившие с животным миром во времена, отстоящие от нас на многие сотни миллионов лет. Смотрите сами: одноклеточные организмы уступили место многоклеточным, нежизнеспособные виды постепенно вымерли, а выжившие продолжили все усложняться и усложняться в геометрической прогрессии.

 Поэтому, чтобы наш рассказ об эволюции видеокарт получился более образным, мы решили прибегнуть к помощи признанного специалиста по изучению животного мира – члена-корреспондента Российской академии неестественных наук, профессора Ульеслава Зелемировича Грибожуева (далее по тексту – У. Г.). Ну а комментарии вашего покорного слуги, соответственно, идут после литер А. Б. Итак, приступим. На тест к нам приехал предсерийный экземпляр видеокарты HD5870, которая должна надолго завоевать титул самого мощного одночипового видеоадаптера от компании AMD.

У. Г. (с характерной для него интонацией): Да-да, нам невероятно повезло отловить взрослого радеона. Что особенно приятно, это вожак стаи, старший и наиболее сильный из всех самцов. Давайте же познакомимся с ним поближе.

Внешний вид
У. Г.: Радеоны – очень красивые животные. Они могучи и величественны, хоть и лишены грациозности, и их облик внушает страх всем обитателям кремниевых джунглей. Длина взрослой особи от носа до кончика хвоста составляет свыше 29 см, а вес достигает 1 кг. Радеон почти целиком закован в толстый панцирь черного цвета, прочерченный по центру яркой красной полосой. Этот же цвет имеет и крупное дыхательное отверстие, расположенное в задней части его туловища. Такой окрас символизирует агрессию и недвусмысленно намекает потенциальным противникам, что с его обладателем связываться не стоит. Даже подбрюшье радеона закрыто броней, хотя и не такой толстой, как по бокам и на спине. И лишь в небольшое оконце выглядывает изнаночная часть экзоскелета, который поддерживает его горячее сердце.

А. Б.: Нечего и говорить, новые видеокарты действительно выглядят эффектно. И не нужно лепить изображения всяких полуголых чудищ и инопланетных девиц (ну или наоборот) – в исходном минималистичном дизайне девайсы смотрятся куда лучше. Не радует, увы, лишь одно: HD5870 почти на сантиметр длиннее HD4870 X2 или GTX285, из-за чего в большую часть корпусов она не влезет без подпиливания корзины для жестких дисков.

Анатомия
У. Г.: Радеоны – животные с очень сложной внутренней организацией, стоящие совсем близко к вершине эволюционного развития. В их организме содержится на 125% больше клеток, чем у предков, а количество основных органов по сравнению с ними удвоилось.

А. Б.: Помните, как все охали и ахали, когда стало известно о числе транзисторов в чипе GT200 от NVIDIA (а там их, я напомню, было 1,4 млрд)? Так вот, сейчас особо впечатлительные личности, наверное, хлопнутся в обморок: в новых видеочипах ATI / AMD, известных под кодовым именем Cypress, их содержится аж 2,15 млрд! Ну все, несите нашатырный спирт…

Вообще в архитектуре видеокарт HD58x0 явно прослеживается тенденция к росту всех ключевых характеристик в два раза. Причем касается это как абсолютных, так и относительных величин: к примеру, пиковая вычислительная мощность теперь составляет 2,72 Тфлоп против 1,2 у HD4870 и 1,36 у HD4890, в то время как отношение «Гфлоп / Вт» выросло с 7,50 (для HD4870) до 14,47 – тоже почти в два раза. Аналогичная ситуация и с производительностью, отнесенной к площади кристалла: раньше этот параметр равнялся 4,56 Гфлоп/мм2, а сейчас – 7,90. Для сравнения: видеочипы, лежавшие в основе HD2900 Pro (а карты именно этой линейки являются прародителями вот уже для трех поколений видюх ATI / AMD), могли похвастать лишь 2,21 Гфлоп/Вт и 0,92 Гфлоп/мм2. Таким образом, можно утверждать, что развитие топовых «красных» графических адаптеров идет с существенным опережением линейного закона.

Надо полагать, что в первую очередь этому способствовало «утоньшение» техпроцесса с 55 до 40 нм (обращаю ваше внимание на этот факт – конкуренты пока что не имеют серийных изделий, выпущенных по столь прецизионной технологической норме). Но даже по сравнению с HD4770, тоже построенной на базе 40-нанометрового чипа, представители 5000-й серии демонстрируют лучшие показатели.

Если же говорить о производительности на доллар, то здесь мы наблюдаем вообще чуть ли не фантастическую закономерность: ежегодное удвоение этого показателя. А о том, как быстро растут геометрические прогрессии, думаю, никому рассказывать не надо. Чтобы окончательно убедить потенциального покупателя в несравненной вычислительной мощности новых видеокарт, маркетологи AMD приравнивают одну HD5870 к 177 суперкомпьютерам Deep Blue (да-да, тем самым Deep Blue, один из которых (вернее, единственный построенный) в 1997 году обыграл Гарри Каспарова в шахматы). Если сопоставлять лишь пиковую теоретическую производительность в операциях с плавающей запятой, это сравнение вполне корректно.

Помимо количественных изменений в архитектуре появились и качественные, наиболее важным из которых является поддержка DirectX 11. Пока известно минимум о трех играх, совместимых с этим API, выход которых запланирован на текущий год: это BattleForge, S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat и DiRT 2. Еще шесть ныне разрабатываемых под 11-й «прямой Хэ» проектов увидят свет в 2010 году, и самые интересные из них, на наш субъективный взгляд, – это Lord of the Rings Online и Aliens vs Predator. О том, какие доселе невиданные графические красоты в них появятся, можно прочитать во врезках.

Мы же пока вернемся к внутренней структуре чипа. Общий конструктивный принцип остался прежним, но многие узлы были существенно доработаны. Количество SIMD-ядер (Single Instruction, Multiple Data) было доведено до 20, причем каждое из них, как и раньше, состоит из 16 отдельных процессоров, способных одновременно исполнять 5 команд, не использующих данные друг друга (т. н. параллелизм на уровне данных). Именно по этой причине, напомню, не вполне корректно умножать количество потоковых процессоров на 5. Но если вы все-таки хотите видеть большие числа, то знайте: HD5870 теперь имеет в своем активе 1600 условно-независимых шейдерных блоков, а HD5850 – 1440. Как видите, разрыв в производительности между этими двумя видеокартами обеспечивается разницей не только в частотах, как это было в случае с HD4870 и HD4850, но и в количестве функциональных единиц.

Текстурных блоков в топовой карте тоже стало вдвое больше – 80, таким образом, на каждое SIMD-ядро их приходится по 4 штуки. В HD5850 сохраняется то же соотношение, соответственно, за обработку текстур отвечают 72 модуля. Блок Graphics Engine, занимающийся «разжевыванием» поступивших команд с целью их дальнейшей отправки на параллельные вычислительные блоки, обзавелся удвоенным количеством блоков растеризации, а также усовершенствованным тесселятором, гордо именуемым «технологией шестого поколения». (Тесселяция – в данном случае разбиение поверхности на более мелкие полигоны, то есть фактически увеличение ее геометрической сложности.) Это не только открывает новые возможности программирования с использованием DirectX 11, но и позволяет избавиться от некоторых артефактов, которыми грешили устройства предыдущей серии, а также полностью исключает возможность повторного появления в играх незабвенных «надувных стволов».

Потоковые процессоры, представляющие собой относительно простые вычислительные «молотилки», теперь демонстрируют лучшую производительность не только в «основных» задачах, то бишь обработке изображения, но и в разнообразных физических и математических расчетах, что должно порадовать тех, кто использует технологию ATI Stream. Впрочем, к этой теме мы сегодня еще вернемся.

Все вычислительные блоки объединены между собой так называемой «шиной запроса данных» (Data Request Bus), которая сообщается с четырьмя модулями кэша второго уровня (каждый объемом 128 Кбайт), а те, в свою очередь, – с контроллером памяти. От общей кольцевой шины, как вы помните, в AMD отказались еще в 4000-й серии. При потоковых вычислениях информация, которую выдают SIMD-ядра, идет в память через специальный блок, именуемый Memory Export Buffer. Он позволяет за один такт записывать до 64 32-битных величин – вдвое больше, чем раньше.

Помимо общего пространства памяти есть еще «персональные» наборы регистров общего назначения у каждого потокового процессора, доступные не только для его внутренних нужд, но и для «внешнего» использования, что может быть очень удобно для программиста. Ну и, наверное, излишне говорить, во сколько раз вырос объем кэша LDC (Local Data Share), имеющегося в распоряжении у каждого SIMD-ядра. Еще доставка информации к ядрам может осуществляться из «глобального» общего хранилища объемом 64 Кбайт (для сравнения: в картах HD48x0 под него отводилось всего 16 Кбайт). Блоков же растровых операций (ROP) теперь 32 вместо 16, причем как у HD5850, так и у HD5870.

Также был подвергнут существенной переработке механизм анизотропной фильтрации, которая, как утверждается, стала качественнее и лишилась зависимости от угла обзора, но при этом продолжает обсчитываться так же быстро, как и раньше. Ну а все алгоритмы антиалиасинга теоретически должны заработать ровно в два раза быстрее, поскольку за такт теперь можно получить 16 или 32 пикселя там, где раньше удавалось лишь 8 или 16. Причем, как показывает приведенный компанией график, существенного падения производительности при переходе от четырехкратного AA к восьмикратному не происходит, тогда как карты NVIDIA показывают заметное снижение быстродействия.

Что касается памяти, здесь прогресс не столь заметен (и это довольно ожидаемо, учитывая, что тип ее остался прежним – GDDR5). Однако рост пропускной способности на треть (опять же, по сравнению с HD4870) нам все равно обещают, и достигнут он будет за счет достаточно существенного повышения реальной тактовой частоты – до 1200 МГц (соответственно, эффективной – до 4800). Для того чтобы избежать сбоев при таких скоростях, вводится так называемый EDC (Error Detection Code) – фактически это вариант циклического кода CRC. И еще одна приятная новость касается возможности «на лету» менять частоту и напряжение на памяти без сбоев, иногда сопровождавших эти операции в картах предыдущих серий.

Какой можно сделать вывод из вышесказанного? Пожалуй, лишь один: новые видюхи должны (в теории) оказаться в два раза лучше старых. Возможно, вы помните, что в одной из статей я посмеивался над теми, кто ждет удвоения производительности системы, заменив лишь один узел на двукратно более мощный. Так вот, в случае с видеокартами 5000-й серии все по-честному, и стопроцентный прирост быстродействия не кажется чем-то из области фантастики. Скоро, очень скоро мы проверим на практике, так ли это, пока же давайте ознакомимся с еще некоторыми особенностями устройства свежих девайсов.

Рацион питания
У. Г.:
Как и все его сородичи, радеон использует в пищу постоянный электрический ток. При этом в процессе эволюции аппетиты его выросли: при резвом беге ему теперь нужно потреблять 188, а не 157 Вт, как раньше. Младшие же радеоны стали еще более прожорливыми: вместо прежних 110 Вт им теперь подавай аж 170! Так что неудивительно, что далеко не везде они смогут добыть себе достаточно пропитания, и если вы захотите завести такого зверя у себя дома, будьте готовы потратиться на хорошую кормушку.

Захват и пережевывание пищи радеон осуществляет при помощи двух пастей, каждая из которых снабжена шестью зубами, а за переваривание ее могут отвечать от шести до семи желудков. Два из них снабжают энергией исключительно мозги, а оставшиеся четыре или пять – сердце и прочие органы.

Легко заметить, что кристалл Cypress стал существенно крупнее, чем RV770, и был повернут на 45°, что, однако, не вызвало изменений в креплении кулера
Легко заметить, что кристалл Cypress стал существенно крупнее, чем RV770, и был повернут на 45°, что, однако, не вызвало изменений в креплении кулера

А. Б.: Действительно, пиковое энергопотребление новой серии выросло, причем в случае с «младшей» моделью очень сильно. Зато сократилось «простойное»: теперь видюха, отрисовывающая двухмерную картинку, потребляет всего 27 Вт (тогда как раньше – целых 90, если говорить о HD4870, и 60, если о HD4890), что существенно уменьшает общую температуру в системнике и вообще несет лишь пользу, добро и умиротворение. В моей машине, к примеру, из-за высокого «холостого» тепловыделения установленной там GTX285 перегревался южный мост, оснащенный очень плоским недорадиатором, а когда я заменил видеокарту на HD5870, проблема исчезла.

На прибывшей к нам референсной карте разведено два шестипиновых разъема, хотя, судя по всему, один из них в дальнейшем может превратиться в восьмипиновый. Из пяти намеченных фаз питания GPU реализовано четыре (у HD4870, соответственно, могло быть четыре или три), таким образом, даже на базе карт с эталонным дизайном печатной платы можно будет в дальнейшем создавать оверклокерские модификации. Контроллеры подсистемы питания произведены фирмой Volterra, так что, скорее всего, мы не лишимся возможности осуществлять беспроблемный софтвольтмод.

Таблица 1. Конфигурация тестового стенда

Температурный режим
У. Г.: Радеон, проживающий в условиях умеренного климата, где воздух прогревается до 23 °C, во время отдыха поддерживает температуру тела на уровне 54°. Но при серьезной нагрузке он способен раскалиться до 80°, сохраняя, однако, при этом полную работоспособность.

А. Б.: Система охлаждения видеокарты HD5870 не слишком сильно отличается от тех, что стоят на ее прародительницах из 4000-й серии. Турбина, во всяком случае, осталась той же самой, а радиатор был несколько переработан и увеличен в размерах. Два отверстия в «казенной» части платы, очерченные красными ободками, хоть и похожи на воздухозаборники, но таковыми не являются: турбина, согласно принципу своей работы, засасывает воздух только сверху. Единственное, что несколько насторожило, – это существенно уменьшившаяся площадь решетки для выпуска горячего воздуха на тыльной стороне платы. Из-за расположения двух разъемов DVI друг под другом она теперь занимает втрое меньше места, чем раньше, да еще и частично перекрывается срезом внешнего кожуха. Правда, имеются еще отверстия для выпуска воздуха на боковой стороне карты (поток от них направлен в сторону стенки корпуса, где обычно присутствует вентиляционная сетка), но у меня есть чувство, что более крупные вентрешетки явно бы не помешали.

Если же говорить о HD5850, то ее СО имеет много отличий от прошлой версии, и почти ни одного – от кулера HD5870. За это производителя можно только похвалить: все помнят, насколько горячими были референсные HD4850. Что интересно, на ранних снимках новой 50-й карты (или трехмерных моделях? Из-за артефактов сжатия не разберешь) фигурировала иная охлаждалка, тоже двуслотовая, но больше напоминающая предшественницу. В частности, подсистему питания венчал игольчатый медный радиатор, похожий на тот, что стоял на HD4850, но с более длинными и толстыми штырями. Учитывая несущественную разницу в тепловыделении двух свежих видеокарт при одновременно небольших различиях в габаритах и конструкции их кулеров, думаю, я не слишком ошибусь, если скажу, что HD5850 окажется не более, но и не менее «горячей», чем старшая модель.

Способности к маскировке
У. Г.:
Незаметность для радеона как для сильного хищника не является необходимой, поэтому он не особо заботится о том, чтобы быть невидимым и бесшумным. И если о наличии рядом отдыхающего зверя вы можете догадаться, лишь приблизившись к нему почти вплотную, то радеона, занятого какой-либо деятельностью, слышно за несколько метров, а в критические моменты рев разъяренного животного способен даже оглушить неосторожного наблюдателя.

А. Б.: Шумовой режим турбины, установленной на видеокартах 5000-й серии, довольно своеобразен. Что в простое, что при средней нагрузке вентилятор вращается на низких оборотах (1200-1800 в минуту), и, как ни странно, этого хватает для того, чтобы поддерживать температуру GPU в пределах 70°. При прогреве адаптера хвостом манула, свернутым в идеальный тор (FurMark), турбина раскручивается до двух с небольшим тысяч оборотов, и ее тихий шелест превращается в ровный гул пополам с шипением. А что если вручную задать скорость повыше? Лезем в Catalyst Control Center, заходим в панель ATI Overdrive, ставим необходимые галочки… и видим на шкале Fan Speed цифру «40%». «Глюк», – подумал я, и решил выставить 50%, ожидая, что шум снизится. «Вж-ж-ж-ж-ж!!!» – ответила мне турбина. Однако! Получается, что программа действительно не ошиблась с расположением ползунка на шкале.

А что будет, если раскрутить ее на все сто? Сказано – сделано: жму Apply и… в ужасе хватаюсь за системник, засвистевший и загудевший, как перегретый паровой котел за секунду до взрыва. По силе воздушного потока видеокарта даст фору многим бытовым фенам, а шум… это надо слышать. Вибрации пола ощущались на расстоянии метра от того места, где стоял компьютер. Как выяснилось позже, отчасти этому виной был криво приклеенный логотип, смещающий центр тяжести турбины.

Казалось бы, мизер, какие-то доли грамма, но при скорости 4800 об/мин (вдумайтесь в эти цифры, диаметр турбины – 75 мм!) даже столь малый дисбаланс вызывает уйму паразитных колебаний. Но зато и эффективность системы охлаждения, работающей в форсированном режиме, фантастическая: видеокарта, будучи загруженной FurMarkом в самом садистском режиме Xtreme Burning, не могла нагреться выше 56 °С! Горячий воздух вырывался за пределы корпуса с аэродинамическим свистом – вот где сказалось отсутствие крупных вентиляционных отверстий.

Но, дабы у вас не сложилось ошибочного впечатления о том, что система охлаждения карт HD58x0 слишком шумна, замечу: как я ни прогревал видюху «тяжелыми» играми и стресс-тестами, автоматический контроль турбины никогда не заставлял ее крутиться быстрее, чем на 45% от максимума, а температура не поднималась выше 80°. Даже не знаю, зачем нужен такой «запас прочности» – столь могучий кулер более-менее органично смотрелся бы на двухчиповом решении, в котором нужно последовательно охлаждать пару радиаторов, но не на видюхе с тепловыделением меньше 190 Вт. Хотя, может быть, в ближайшие годы появится мода ставить компьютеры в сауну…

Таблица 2. Характеристики видеокарт

Таблица 2. Характеристики видеокарт

Особенности размножения
У. Г.:
Взрослый радеон способен вступать в связь одновременно с тремя самками, причем различными способами, поскольку у него может иметься до трех видов соответствующих органов. Ну а альфа-самцы радеонов в силах одновременно покрывать до шести самок, образуя таким образом целый гарем.

А. Б.: Изображение с одной видеокарты HD5870 или HD5850 можно выводить на три монитора (причем как в режиме «клона», так и с «расширением» картинки), а количество разъемов на задней панели может достигать четырех. Помимо обычных DVI могут быть реализованы HDMI, DisplayPort и даже D-Sub; на референсной карте, что приехала к нам, разведены первые три вида интерфейсов.

А в самое ближайшее время ожидается появление еще одной версии HD5870 – Eyefinity6. Эта технология, название которой, очевидно, составлено из слов «eye» и «infinity», позволяет подключать к видеокарте через порты Mini DisplayPort целых шесть (!) мониторов одновременно. Причем «растягивать» на все «картинковыводители» можно будет не только «Рабочий стол» операционной системы, но и очень многие трехмерные приложения, и в первую очередь игры. Если соорудить из мониторов с тонкими рамками вокруг дисплея эдакую «матрицу» 2 x 3 (в этом смогут помочь специальные подставки с креплениями, которые скоро появятся в продаже), то вы сможете оказаться буквально окружены изображением со всех сторон, причем разрешение его будет поистине огромным – до 7680 x 3200 пикс.

Вообще же доступно еще как минимум пять вариантов взаимного расположения мониторов, количество которых может варьироваться от трех до шести.
Честно скажу, я не уверен, что наличие дополнительного обзора поможет получать больше удовольствия от 3D-шутера (все-таки не забывайте про рамку толщиной около 2 см), зато авиасимуляторы и гонки должны смотреться великолепно. Очень порадовал скриншот игры Tom Clancy’s HAWX, запущенной на шести мониторах, – есть ощущение, что ты находишься в кабине истребителя.

Поддерживаться фича будет лишь операционными системами Windows Vista и Windows 7, а также некоторыми дистрибутивами Linux. Так что есть еще один повод ретроградам пересесть с «хрюши» на «семерку». В списке рекомендуемых мониторов пока значатся шесть моделей от компаний Dell, HP и Lenovo, а перечень совместимых с технологией игр включает почти все интересные проекты последних двух-трех лет.

Рядом с верхним разъемом для доппитания видны площадки для двух нераспаянных «ног», которые, возможно, будут задействованы в разогнанных версиях HD5870
Рядом с верхним разъемом для доппитания видны площадки для двух нераспаянных «ног», которые, возможно, будут задействованы в разогнанных версиях HD5870

Социальное устройство
У. Г.:
Радеоны, как и их предки, лишены стадного инстинкта и вполне могут вести жизнь одиночки, однако при этом способны образовывать и прайды, состоящие из двух-четырех особей. Как правило, они объединяются для того, чтобы совместно противостоять сильному врагу – двухголовому жирафу или даже паре этих зеленых парнокопытных.

А. Б.: Принцип работы технологии CrossFire не изменился, так что никто не мешает использовать одновременно несколько видеокарт, чтобы добиться максимальной производительности. Интересно лишь, будет ли «перекрестный огонь» работать на картах Eyefinity6.

Интеллектуальная активность
У. Г.:
Помимо инстинктивного поведения, заложенного в него матушкой-природой, радеон способен и на серьезную мыслительную деятельность. Это умное животное может помочь владельцу быстро решить сложные физические, математические и даже сугубо прикладные задачи, достаточно лишь сформулировать их в понятной для него форме.

А. Б.: Думаю, стоит немного рассказать о способах превращения Cypress в GPGPU – «графический процессор общего назначения». Этот чип поддерживает технологии ATI Stream и DirectCompute 11 (являющуюся составной частью DirectX 11), а значит, может использовать все свои потоковые процессоры не только для обсчета графических эффектов. У DirectCompute имелись и предыдущие версии – 10 и 10.1, однако новая существенно превосходит их по функциональности. Стал возможен переход от двухмерных потоков данных к трехмерным, а максимально допустимое их количество увеличилось аж на треть; появилась возможность осуществления так называемых «атомарных» операций, каждая из которых использует свою защищенную область памяти, что облегчает миграцию софта с CPU на GPU. Есть и другие нововведения, но описать их все в рамках этой статьи не представляется возможным.

В AMD утверждают, что в расчетах с плавающей запятой, выполняемых с двойной точностью, HD 5870 демонстрирует всемеро более высокую производительность, чем специальный ускоритель NVIDIA Tesla C1060. Впрочем, душу рядового пользователя информация о количестве гигафлопов греет примерно в такой же степени, в какой душу прагматичного человека в советское время грели данные об увеличении выплавки чугуна. Поэтому сообщаю вам вот что: полной совместимостью с DirectCompute 11 могут похвастать такие приложения, как MediaShow 5, MediaShow Espresso и PowerDirector 8 от Cyberlink, плагин SimHDT для TotalMedia Theatre от ArcSoft и Creator 2010 от Roxio. Многие эффекты, обрабатываемые видеокартой вместо процессора, теперь «накладываются» в 2-3 раза быстрее, так что, пожалуй, недалек тот прекрасный день, когда видеоредактирование можно будет осуществлять в реальном времени.

Возможные мутации
У. Г.:
Путем грамотной селекции можно добиться появления на свет жизнеспособных особей с двумя головами. Ожидается, что специалисты продемонстрируют публике первых детенышей двуглавого радеона уже через месяц-другой. В это же время, скорее всего, появятся на свет так называемые малые радеоны, уступающие по силе своим старшим собратьям, но значительно менее прожорливые и горячие по нраву.

А. Б.: Действительно, в четвертом квартале 2009 года стоит ждать появления двухчипового флагманского решения, именуемого Hemlock, а также карт из ценового диапазона «до $200», известных под кодовым именем Juniper. Стоимость топовой видюхи, по обещаниям AMD, должна лежать в пределах $500. Очень интересно, что сможет противопоставить ей NVIDIA.

Спринтерские качества
У. Г.:
Несмотря на то что радеон и так является одним из быстрейших животных на планете, при острой необходимости он может развивать дополнительное ускорение.

А. Б.: Разумеется, новые видюхи можно и нужно разгонять! Достаточно сопоставить штатные частоты и техпроцессы HD4890 и HD5870, дабы стало ясно, что
у последней должен иметься неплохой оверклокерский потенциал. Не исключено, что в будущем разгон карт 5000-й серии хотя бы до одного гигагерца станет просто правилом хорошего тона. Пока же, увы, еще не обновились популярные программы для изменения частот «на лету» или редактирования BIOS, так что придется воспользоваться инструментарием, предлагаемым CCC. А он, надо заметить, весьма скуден и позволяет поднять частоту ядра лишь на 50, а памяти – на 100 МГц. Что и было мною проделано безо всяких усилий и последующих проблем. Вроде бы ерунда, но один примечательный момент есть: эффективная частота памяти превысила 5 ГГц. При этом, как я ни исхитрялся разглядеть артефакты, у меня ничего не получилось.

Также при разгоне обнаружилась одна интересная багофича: пока я не разблокировал опцию разгона в Catalyst Control Center, частоты карты в простое составляли 400 / 1200 МГц, а потом стали резко снижаться до 157 / 300, что подтверждала утилита GPU-Z, последняя «бета» которой была «познакомлена» с HD5870. Увы, было и обстоятельство, омрачавшее радость от такого уменьшения аппетитов: по одному из мониторов, подключенных к видюхе, при низкой частоте памяти периодически пробегали сполохи.

Среда обитания
У. Г.:
Для нормальной жизнедеятельности радеона необходимо, чтобы неподалеку от его логова располагалась хотя бы пара крупных камней, а в идеале – четыре. Также крайне рекомендуется оснастить его жилище хорошими светлыми окнами, иначе он будет вялым и малоподвижным.

А. Б.: Конечно, излишне говорить о том, что новым видеокартам жизненно необходим очень мощный процессор, дабы они могли раскрыть свой потенциал. Но есть и менее очевидный момент: операционную систему тоже лучше сменить на самую новую. Причина проста – под Windows 7 HD5870 в одних и тех же приложениях и одинаковых режимах демонстрирует в среднем на 5% лучшее быстродействие! В отдельных играх прирост может достигать 30%. А уж тандемы из свежих видюх от «семерки» просто в восторге – CrossFire-конфигурации начинают работать в среднем на 20% быстрее, чем под «Вистой». Проверить второе утверждение у меня, увы, не получилось по вполне очевидной причине, а вот под первым тезисом я полностью подписываюсь: Left 4 Dead, Lost Planet: Colonies и Crysis Warhead действительно порадовали бодрым скачком fps.

О том, как хорошо видюхи 5000-й серии поддерживают новую версию интерфейса Aero и проигрывание HD-контента встроенными средствами Windows 7, пожалуй, рассказывать не буду – все-таки это не есть основное предназначение видеокарты. А к нему уже, пожалуй, давно пора перейти – если честно, не терпится сравнить производительность HD5870 и топового одночипового решения NVIDIA – GTX285.

Естественный отбор
Высокие моральные качества нашего приглашенного эксперта не позволяют ему наблюдать за боями с участием животных, но мы-то с вами люди привычные, так что перейдем к анализу результатов поединков. По итогам одиннадцати раундов видеокарта GTX285 выбывает из соревнования, поскольку не смогла одержать победу ни в одной (!) схватке. Отставание от HD5870 по очкам местами катастрофическое, то бишь доходящее до двукратного. И даже «тяжелая артиллерия» в лице GTX295 не смогла отомстить за поруганную честь «младшенькой»: лишь в трети игр ей удалось обойти «красный» флагман. Очень жалко, что в тесте не приняла участия HD5850 – чует мое сердце, даже она во многих играх превзошла бы 285-ю карту, название которой так долго было синонимом слова «производительность». При этом, наверное, нет смысла лишний раз напоминать о том, сколько стоит каждая из этих видюх?

Нетрудно заметить, что «тяжелые» режимы сглаживания и анизотропной фильтрации действительно даются карте с архитектурой Cypress легко, тогда как «зеленые» видеоадаптеры начинают серьезно подтормаживать. Вообще позиция NVIDIA сейчас видится мне весьма невыигрышной: их видюхи теперь не только не демонстрируют выдающейся производительности, так еще и не могут похвастать особо длинным перечнем уникальных поддерживаемых технологий. Аналог NVIDIA CUDA – ATI Stream – бурно развивается, причем по похожему сценарию: конечный пользователь тоже начинает знакомство с ней с медиаконверторов. Фактически единственным козырем, пока еще не выпавшим из рукава NVIDIA, остается ускорение физики средствами PhysX. Но я не сказал бы, что эта фича очень востребована играми, а ее наличие стремительно наполняет

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?