15 лет назад 2 апреля 2009 в 1:56 691

Я живу в Питере, и мне приходится довольно часто покупать в компьютерных фирмах города различные комплектующие. При покупке товара мне всегда предлагают подписать гарантийный талон. В нем наряду с обычной для такого документа информацией о наименовании изделия, количестве, цене, сроке гарантии и т. п. зачастую содержится пункт, согласно которому я подтверждаю, что приобретаемое «изделие не имеет механических повреждений».

Наличие такого пункта (при покупке компьютерных комплектующих) мне представляется неправомерным, так как покупатель не является экспертом и не может, находясь в магазине, проверить целостность и наличие необходимых элементов, например, на видеокарте или материнской плате.

В феврале этого года с одним из моих коллег произошел неприятный случай. При покупке видеокарты в одной из крупнейших фирм нашего города он подписал такой гарантийный талон. В тот же день, установив карту в свой компьютер, он выяснил, что один из двух ее выходов не работает. После обращения в гарантийную службу фирмы оказалось, что на плате видеокарты выломан один из мелких конденсаторов. В адрес фирмы была отправлена письменная претензия с требованием возврата денег. Понятно, что в своем ответе фирма обвинила в повреждении видеокарты моего коллегу и отказалась удовлетворить его требование. После этого прецедента подписывать такого рода гарантийные талоны никакого желания не возникает.

Вам имеет смысл обратиться в суд с исковым заявлением о расторжении договора купли-продажи и просьбой провести независимую экспертизу видеокарты. В мотивировочной части искового заявления стоит указать следующее. Рядовой покупатель не обладает необходимой квалификацией для того, чтобы при заключении договора купли-продажи сделать достоверный вывод об отсутствии в видеокарте механических повреждений (даже видимых невооруженным глазом), поскольку он не имеет информации о внешнем виде работоспособного устройства (топологии данной платы и размещении всех узлов).

Поэтому данное условие договора согласно пункту 1 статьи 16 ЗоЗПП может считаться недействительным как ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей (в частности, презумпции отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара — пункт 4 статьи 12 ЗоЗПП). Окончательное решение вопроса о недействительности тех или иных условий договора остается за судом, поэтому требование о признании не соответствующим законодательству определенного пункта договора должно быть отражено в исковом заявлении.

Однако именно заключение независимой технической экспертизы видеокарты, назначенной судом, скорее всего, будет решающим — вам либо вернут деньги (если конденсатор был отломлен до передачи вам товара), либо возложат на вас все расходы, связанные с работой экспертов (если будет установлено, что продавец не отвечает за это повреждение).

Возможен и другой вариант. В том случае, если в комплекте с видеокартой не было инструкции по установке на русском языке (требование абзаца 6 пункта 2 статьи 10 ЗоЗПП), вы имеете право обратиться к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы со ссылкой на пункт 2 статьи 12 ЗоЗПП. В данной ситуации недостатки в товаре возникли после его передачи потребителю, но по вине продавца, не предоставившего вам полной и необходимой информации на русском языке (инструкция по установке устройства).

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?