13 лет назад 1 ноября 2006 в 11:09 127

Есть такая специальная категория людей, которые зарабатывают себе на жизнь таким нетривиальным занятием, как торговля варезом – украденным и оптимизированным для нелегального сбыта софтом. Занятие на самом деле крайне неожиданное.

Варезная цепочка состоит из нескольких звеньев. Одни занимаются поставками свежевышедших программ, другие – переправкой их по всему миру, третьи – адаптацией к существующим рыночным реалиям и тиражированием. Официально – далеко не всегда справедливо – и те, и другие, и третьи называются пиратами. Короче, про торговлю ворованным ПО можно написать не один роман, и все они будут значительно интереснее, чем истории про хакеров, сочиняемые товарищами из Голливуда.

Однако интеллектуальная собственность не ограничивается программным обеспечением. В России в изобилии продаются пиратские кассеты, на которых записаны фильмы, зачастую еще не успевшие выйти в прокат на своей родине. Если раньше между моментом, когда дядя с камерой, спрятавшийся на задних рядах кинозала во время тест-просмотра, нажимал на кнопочку “Stop”, и моментом начала продаж фильма у нас проходило где-то две недели (неделя обычно уходила на транспортировку мастер-копии “тряпки” к нам, где ее и тиражировали добрые люди), то сейчас это время не превышает недели.

А все почему? А потому, что если еще полтора-два года назад фильмы к нам везли по старинке – на видеокассете в сумке, то сейчас просто кто-нибудь где-нибудь в США цепляет винчестер к толстому каналу и перекачивает гигабайт-другой прямо на винчестер своему коллеге, который тусуется где-нибудь в центре Москвы.

После этого фильм оперативно переводится из цифровой формы в аналоговую и через несколько дней появляется во всех точках по продаже пиратской продукции, причем на данный момент как правило, сразу в двух форматах одновременно – VHS и MPEG4. Людей, которые занимаются подобным бизнесом, тоже зовут пиратами.

Про проект Final Fantasy: The Spirits Within слышали, наверное, уже все. Еще ни один фильм за последние лет десять не вызывал столь противоречивой реакции публики. И дело даже не в том, что этот кинофильм снят по мотивам одноименного компьютерного сериала – фильмов по мотивам игр появилось за последние годы уже достаточно много, чтобы к ним все успели благополучно привыкнуть. Весь прикол заключается в том, что в Final Fantasy: The Spirits Within нет живых актеров – ни одного.

Весь фильм – от начала и до конца является продуктом компьютерного рендеринга. Над ним несколько лет работала команда из двух сотен высококлассных специалистов, многие из которых до этого проекта успели проявить себя в таких фильмах, как “Матрица”. Для участия в проекте были приглашены аниматоры из студии Walt Disney – а, как вы понимаете, уж они-то о создании анимированных персонажей знают все.

Те технические проблемы, которые пришлось решать создателям фильма, скорее всего, через некоторое время будут описаны в учебниках. Уже в процессе работы выяснилось, что существовавшие на момент начала работ инструменты создания трехмерной анимации, мягко говоря, не удовлетворяют потребностям съемочной группы, поэтому помимо работы непосредственно над фильмом команде разработчиков (или съемочной группе? Границы между понятиями начинают стираться…) пришлось заняться созданием своего собственного инструментария. И они с этой задачей успешно справились.

Главное отличие Final Fantasy: The Spirits Within от всех предыдущих анимационных фильмов заключается в том, что, по заявлению создателей (которые, судя по скриншотам и трейлерам, не врут), невозможно отличить отрендеренных персонажей от реальных. Сюжет, таким образом, уже не играет особой роли – главное то, что удалось подменить реальность этой навязшей в зубах виртуальностью, в которую толком до сих пор никто не верил.

Именно этот факт вызвал бурную реакцию общественности. Критики говорят, что компьютер не в состоянии изобразить эмоции так, как это может сделать человек. Зрители говорят, что им не нужны виртуальные герои, они хотят смотреть на Шварценеггера и Мадонну, которых хотя бы при удачном стечении обстоятельств потрогать можно. Актеры говорят…

О, вы себе даже не представляете, что по этому поводу говорят актеры. Они возмущены, они расстроены, они шокированы и оскорблены. Том Хэнкс выступил с пламенной речью, в которой сказал, что компьютерные заменители актеров – это профанация самой идеи кинематографа, что настоящие актеры пойдут войной на эту технологию и никогда не допустят, чтобы такая беда приняла промышленные масштабы.

Из режиссеров только Спилберг и Лукас отозвались пренебрежительно, Спилберг даже сказал, что, мол, ничего страшного, просто “мой друг Том не рабирается в компьютерах. Я ему все объясню, и он успокоится”. Но тем не менее даже поползли слухи, что, если крупные кинокомпании начнут активно выпускать фильмы с искусственными актерами, настоящие голливудские звезды объявят забастовку.

А они все равно начнут. И забастовку списываемым в утиль звездам надо объявлять уже сейчас, ибо через пять лет уже будет поздно.
Главные трудности, с которыми столкнулись создатели Final Fantasy: The Spirits Within при работе на фильмом, носили сугубо технологический характер. Я бы даже сказал – исключительно технический. Кластер из нескольких компьютеров обсчитывал один кадр в течение часа – а представляете, сколько кадров в 10 минутах фильма?

Но это было вчера. А сегодня компания NVIDIA провела презентацию своего нового профессионального графического процессора, и, демонстрируя свои возможности, он обсчитывал то, на что уходило час времени работы компьютерного кластера, за секунду…
То есть уже сейчас технический аспект производства таких картин становится если не элементарным, то вполне решаемым.

Уверяю вас, что в самом ближайшем будущем наравне с коробочными вариантами всевозможных AutoCAD и прочих Maya можно будет купить специальное ПО для создание виртуальных (причем неотличимых от реальных) персонажей. Ну будет стоить такая коробка с лицензией на создание десяти героев пятьдесят тысяч долларов – и что? Гонорары голливудских звезд высшего звена уже сейчас держатся в районе 20 миллионов долларов, и в ближайшее время, по прогнозам аналитиков, будут только расти.

А вот теперь могут и не вырасти. Разумеется, никто в приказном порядке не будет отказываться от возможности снять, пусть и за большие деньги, фильм, где в главной роли снимется… ну, допустим, Ди Каприо, который одной своей сладострастной физиономией способен обеспечить картине если не прибыльность, то по меньшей мере окупаемость. Но, повторюсь, это вопрос времени. И, как это ни странно, законодательства.

Крупные кинокорпорации через несколько лет столкнутся с неоднозначной проблемой – им надо будет обеспечить плавный перевод внимания зрителя с фильмов, где есть живые актеры, на фильмы, где их нет. Как это сделать? Элементарно, дорогие товарищи! – достаточно использовать внешность того же Гариссона Форда – но не его самого.

Как только деятелям киноиндустрии удастся продавить через законодательные структуры законопроект об отчуждении внешности актера от самого актера – тут-то все и начнется. Подобное действо будет оформляться как обычный акт купли-продажи: компания получает использовать внешность актера в своих фильмах, не имеет право употреблять его аватара в эротических сценах без его согласия, а стареющий владелец физиономии будет получать процент с каждой картины, где принимает участие его образ.

Но столь корректным образом будут относиться только к актерам первой категории, которые, в случае чего, могут попортить жизнь даже какой-нибудь “Коламбия пикчерз”.

Массовка и актеры второго плана столь уважительного отношения не заслужат – массовка будет просто генерироваться теми же коробочными программами для создания аватаров, о которых говорилось выше, а образ актера второго плана будет лежать в каком-нибудь хранилище, откуда его за небольшую плату на DVD-диске смогут получить все желающие и использовать в соответствии с лицензионным соглашением, которое показывает инсталлятор перед началом установки программы…

Вот что пугает Голливуд в полном составе. Актеры понимают, что сейчас их не гонят поганой метлой только потому, что зрители не готовы к резкому изменению физического статуса кинозвезд. Помимо непосредственно фильмов им нужна светская хроника, скандалы, свадьбы, разводы и прочая обывательская мишура.

А технологии, полностью готовые к тому, чтобы обеспечить продюсеров самыми послушными и нетребовательными актерами на свете, появятся уже в течение двух-трех лет. И вот увидите – уже совсем скоро начнется массовая психологическая подготовка зрителей младшего поколения к тому, что им придется фанатеть и тащиться уже с несуществующих в реальности кумиров.

В общем-то, процесс этот уже идет, но пока он был робок – медиамагнаты просто не видели бумажек с расчетами прибылей. Но, уверяю вас, к этому моменту такие бумажки уже есть на столе у директоров и владельцев всех крупных западных киностудий.
Выше мы рассмотрели лишь легальные последствия того, что сейчас тихой сапой выползло на экраны всего мира. А ведь будут еще и противозаконные…

Будет нелегальная продажа коробок с трехмерными копиями популярных актеров. Появятся подпольные студии, специализирующиеся на создании порнографических фильмов, аналогов которым еще не было и не могло быть в истории кино. На лотках будут лежать диски и кассеты (если VHS еще проживет лет пять), на которых будет написано что-то вроде “Рональд Рейган, Мэрилин Монро и Денни де Вито: Жаркие скачки”.

И на этой кассете или диске действительно будет записан фильм, где самая натуральная Мэрилин Монро с самым что ни на есть натуральным с виду Рональдом Рейганом будут в гостях у Денни де Вито вытворять такое! Честно говоря, с этой точки зрения я не завидую популярным людям.

Как только появится возможность чуть ли не в домашних условиях за скромные деньги заставить политика или киноактера делать что угодно (повторяю – что угодно, без ограничений), ей сразу же масса народу воспользуется, потому что спрос на подобную продукцию будет феерическим. И люди, которые всю жизнь играли исключительно положительных героев, неожиданно узнают, что какие-то анонимные предприниматели из них сделали зоофилов…

Кстати – этих анонимных деятелей кино тоже будут называть пиратами. И с ними тоже будет бороться Microsoft, потому что наверняка большая часть софта с имиджами известных людей будет выпущена именно этой компанией. Такая перспектива никого не радует. Но что мы можем сделать?

Remo

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?