10 лет назад 16 июля 2014 в 20:01 1920

wonder1

Сказка – как много в этом слове… Вне зависимости от пола, возраста и прочего все мы вспомним что-то хорошее, а кто-то и улыбнется. Ну ладно, хорошо, вы такой серьезный, с «OK-фейсом», но попробуйте вспомнить что-то замечательное из детства. Мультик, любимого персонажа, песенку, книжку, над которой рыдали, даже игрушку, которой доверяли свои тайны. Тут уж только совсем черствый не улыбнется. Ибо сказка – это детство, чистое и незатуманенное. Мы верили, что Дед Мороз приносит нам подарки, варенье и конфеты – это еда, а добро всегда побеждает зло.
Почему так популярны «Гарри Поттер» и «Властелин колец»? Потому, что это сказки, пусть даже отчасти взрослые. Мы читаем или смотрим их – и погружаемся в детство, и возвращаемся помолодевшими. Если сказка хорошая. Когда есть, куда погружаться.

wonder2

Лет эдак пятьдесят назад в наш мир пришел еще один вид искусства, невозможный ранее, – компьютерные игры. Так в мир сказок и приключений открылся еще один портал. И если на заре новой эры он был размером с дамское зеркальце, то сейчас это уже международный аэропорт, откуда каждую минуты стартуют авиалайнеры, перевозящие в мир сказок миллионы страждущих.

wonder9

Но хорошая игра – такая же редкость, как и книга и фильм. Многие игры даже даром не нужны, хотя вроде все есть: и волшебство, и вечное противостояние орков с «длинноухими», и прочие внешние атрибуты фэнтези. Вроде магия сверкает, спецэффект на спецэффекте спецэффектом погоняет, а закроешь игру – и вспомнишь о ярлыке в следующий раз, только когда будешь чистить рабочий стол от ненужного хлама.

wonder8

Рецепт эффекта погружения в вымышленную реальность пытались понять все творцы со времен наскальной живописи, но лишь немногие им овладели и с завидным постоянством создают новые интересные вселенные. В числе избранных – умельцы из Triumph Studios, которые явно знают этот рецепт и недавно открыли новый портал.

Age of Wonders 3

Как видно из названия, это целая серия, а не просто отдельная игра. Первая часть вышла в далеком 1999 году. Тогда, в эпоху отсутствия графики (в сегодняшнем ее понимании: 3D, шейдеры, тени, сглаживание), выходило много стратегий, в том числе пошаговых. Каноническим для последних стал игровой процесс, разделенный надвое: игра на стратегической карте и бои на маленькой, тактической, загружаемой отдельно. На первой мы строим города, захватываем лесопилки и золотые шахты, пересекаем реки и моря в поисках новых сокровищ, а встретив банду или армию, вступаем с ними в битву или бежим. Тут-то и начинается боевка на тактической карте, немного напоминающая «фэнтезийные шахматы»: поле поделено на клетки, с одной стороны мы, с другой – противник, ходим по очереди, у различных войск разные маневры (длина хода, особые способности). Правда, на этом сходство и заканчивается, ведь в шахматах у пешек нет очков жизни, а ферзи не творят заклинания, проклиная вражью ладью.

wonder7

Age of Wonders была духовной наследницей игр Heroes of Might and Magic и Master of Magic. Но, в отличие от HMM, где армия может передвигаться только с героем, разработчики «Эпохи чудес» пошли по пути «Мастеров»: перемещаться по тактической карте могут и отдельные отряды. Также в отряде может быть несколько героев, а не один – ограничения есть только на максимальное количество слотов под боевые единицы.

wonder6

Еще одна важная особенность – глобальная магия. То есть та, которая влияет на всю карту. Например, вы играете за Lizards – расу ящероподобных существ, любящих влагу, герои которой спокойно «ходят» по воде. Выбрав путь мага и накопив очень (преочень!) много магического ресурса (маны), вы можете вызвать наводнение на всех подконтрольных вам территориях. Если в ваших владениях нет воды, то местность будет медленно превращаться в болота, а если вода есть – то в моря. При этом постройки и города затоплены не будут. Вроде ничего особенного, но, во-первых, по воде спокойно «ходите» только вы, а другим героям надо искать переправы или строить корабли. Ну а во-вторых, это же круто – затопить полконтинента, если не весь! Ну где еще такое возможно?

wonder5

Атмосферность и игровые особенности пришлись многим игрокам по душе, серия игр Age of Wonders быстро обросла поклонниками со всего света. За первой игрой довольно быстро вышла вторая, но затем дело застопорилось. Третью часть пришлось ждать целых 12 лет! Но вот мы дождались. Поерзывая на стуле от волнения, запускаем игру.

С первых секунд после запуска Age of Wonders 3 убеждает нас, что это все та же эпоха чудес. Ветераны серии тут же узнают на заставках знакомые пейзажи, эльфийские города, даже иконки навевают воспоминания. Радует и начальное оформление, и экран загрузки со сказочными пейзажами и существами, и ненавязчивая приятная музыка. Вообще, о музыке надо сказать отдельно: если закрыть глаза, то можно понять, что это мир именно сказочный, а не, к примеру, мир будущего с космическими кораблями и/или постапокалипсисом. Писал музыку Michiel van den Bos, работавший и над первой частью игры и известный саундтреками для мегапроектов Unreal, Deus Ex и Overlord. Хотя я был бы не против, если б на его месте был Mason B. Fisher, создавший шедевральный саундтрек ко второй части.

wonder4

В основном меню выбираем режим игры – кампанию (сюжет), один из нескольких готовых сценариев или генерацию новой карты, где мы можем выбрать абсолютно все. Доступны шесть рас: высшие эльфы, люди, орки, гоблины, гномы и дракониды. Далее – выбор класса героя: мы смотрим, какой стиль игры нам близок, читаем всплывающие подсказки и выбираем архидруида, технократа, плута, чародея, теократа или военачальника. Кроме того, нам предстоит выбор внешности героя. Конечно, до полной «кастомизации» MMORPG тут далеко, но для стратегии очень неплохо.

wonder3

Игра началась, и мы оказываемся на стратегической карте. В зависимости от настроек, выбранных при создании карты, у нас есть определенный город и войско под предводительством героя. Разобраться в интерфейсе и механике игры будет нетрудно: игрушка не оставляет нас и балует подсказками, раздражающими опытных камрадов, но необходимыми новичкам. Даже появилась встроенная энциклопедия, где можно обо всем почитать.

В игре огромное количество разных существ, информацию о них можно получить не только в энциклопедии, но и после правого клика мышью. Ничего экстраординарного, если бы не отменное оформление: кроме обычного в таких случаях перечня характеристик нам дают и художественное описание. Это могут быть стихи, наблюдения путешественника, небольшая история. Анимированная картинка существа рядом также добавляет оформлению вистов.

В городах мы найдем знакомые по прошлым частям игры постройки: зал строителей ускоряет производство, стены защищают от врагов, казармы выпускают обученные войска. Появились и новые, вроде обсерватории (вы обучаетесь заклинаниям быстрее) или магической мастерской, где можно создавать артефакты самому, не дожидаясь, пока можно будет ограбить вражеских героев.

Другие новые постройки, баня и больница, отвечают за «счастье» городского населения. Естественно, здоровье и гигиена не единственные факторы, влияющие на благодушие горожан. Также важно, например, где вы построили город. Эльфы чахнут в болотах и мерзнут в льдах, а гоблины ненавидят вулканическую местность. Впрочем, местность и отношение к ней горожан можно изменить с помощью специальных заклинаний: посадить леса или просто «заставить» обитателей города полюбить холод. Счастливые граждане работают лучше и не бунтуют, что радует власти, то есть нас. «Счастье» есть не только у населения отдельных городов, но и у всех подданных империи целиком, а также у войск вашей армии. Если вы играете за эльфов, где ваша армия будет лучше сражаться: в лесах или в болотах?

Еще одно новшество: появилась возможность отпускать или преследовать отряды, не желающие драться с вами. Так же как и в «Героях 6», это создает вам репутацию героя или злодея. Понятно, что с добряками другие фракции предпочитают дружить, а злодей будет вынужден сражаться со всем миром, причем противники будут с готовностью заключать альянсы против вас, так что путь зла очень сложен. Также для репутации крайне важно грамотное ведение дипломатии, так что соответствующая кнопка в игре не для галочки – ее надо активно использовать.

Теперь о тактических картах, где войска выясняют, чьи же в лесу шишки. Еще в прошлых частях игры ландшафт поля боя зависел от того, где вы встретили неприятеля. Если вы атакуете святилище маны, то по центру карты будет это самое святилище, а вторгнувшись в склеп, повсюду увидите памятники. Их расположение окажет влияние на тактику боя.
Поле битвы раза в четыре-шесть больше, чем в тех же «Героях», и сражаться могут не только пять отрядов против пяти: максимальное значение – 18 на 18. Соответственно, простор для тактических маневров в этой игре весьма велик.
Тактический AI со времен второй части явно где-то приобрел артефакт на +10 к интеллекту, поэтому в боях скучать не приходится. Если, к примеру, вы стягиваете все силы на один из флангов, то противник не бежит тупо вперед, а также перемещает отряды, чтобы достойно вас встретить. Делаете заход с другой стороны, чтобы окружить врага, но он отказывается лезть в окружение и посылает вам навстречу войска в необходимом количестве.

Или вот еще пример из жизни. Когда я пришел захватывать город превосходящими силами, но имея всего одну катапульту, AI, недолго думая, «ослепил» ее магией, и ей пришлось ползти под стены, что бы добросить до них камни. Понятно, что лучники тут же расстреляли ее, и я вынужден был ломать ворота и лезть на стены, теряя войска. К моменту, когда я ворвался в город, превосходящие силы были уже у противника, и он с легкостью добил меня. Замечу, что я играл на «нормальном» уровне сложности. Боюсь представить, что же творится на более высоких.

Подведем итоги. Age of Wonders 3 оправдала ожидания: все то, что нравилось в прошлых частях серии игр, разработчики бережно сохранили и улучшили. Игрушка получилось интересной и сложной, красивой и сказочной. К хорошему своеобразному геймплею по-прежнему прилагается отменное оформление, сказочная атмосфера все так же волшебна. Игра явно не одноразовая, в нее хочется возвращаться.

Есть в ней и минусы, но это скорей придирки. Например, кнопки переключения между городами и войсками настолько маленькие, что через 3 часа игры становишься похожим на китайца, пытаясь разглядеть их. Но это – минус для галочки, на вердикт никак не влияет. Не кривя душой, ставлю третьей части Age of Wonders 10 из 10.

Жанр: TBS
Дата выхода: 31 марта 2014 г.
Разработчик/Издатель: Triumph Studios
Издатель/Локализатор в России: «Бука»
Официальный сайт: ageofwonders.com
Страница в Steam: store.steampowered.com/app/226840
Цена: 599 руб.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?