12 лет назад 18 ноября 2010 в 18:22 744

В виду немалой распространенности пиратского ПО в нашей стране совершенно не востребовано ПО, занимающее промежуточное положение между простым любительским софтом а-ля «сделайте мне красиво за два клика» и профессиональными программами. Популярно или первое – благодаря своей простоте в использовании и понятности, или второе – благо на любом радиорынке можно найти софтину, лицензионная копия которой стоит хоть 50, хоть 5000 у. е., по стандартной таксе в 300 руб.

О целесообразности забивания гвоздей микроскопами по национальной традиции никто не задумывается: любая секретарша в РФ может похвастаться установленным на компе «Фотошопом» для убирания красных глаз со сделанных мобильником фоток и дальнейшей публикации их «ВКонтактике», а любой охранник использует Microsoft Office Professional (а то и Ultimate) для распечатки однотипных объявлений вроде «После 20:06 проход по нечетным средам високосного года закрыт». Мы же сегодня обратимся к софтине как раз таки «просьюмерского» типа – это вроде и не банальный фотоальбом с рудиментарными признаками редактора, но и не вышеозначенный Adobe Photoshop.

Называется героиня нашего обзора Aperture 3, вышла эта софтина несколько месяцев назад, а до наших палестин добралась и вовсе совсем недавно. Как вы уже наверняка догадались, Aperture разработана той самой «фруктовой» фирмой, что давеча стала самой дорогой IT-компанией мира, уделав по суммарной стоимости своих акций саму Microsoft.

  • Программа: Aperture 3
  • Тип: графический редактор
  • Разработчик: Apple
  • ОС: Mac OS X
  • Объем дистрибутива: 554 Мбайт (пробная версия)
  • Русификация интерфейса: нет
  • Адрес: www.apple.com

И тут мы подходим к тому моменту нашего повествования, после которого интерес к данному обзору у значительной части уважаемых читателей может пропасть и который потому я оттягивал как можно дольше (да простит меня строгий редактор! – Прим. автора): дело в том, что Aperture, как и любой платный софт от Apple, за исключением разве что QuickTime Player версии Pro, предназначен исключительно для компов с Mac OS X, то есть, если не брать в расчет немногочисленные «Хакинтоши», исключительно для «Маков».

Причем даже если вы являетесь счастливым (а быть может, несчастным?) обладателем компьютера от Apple, это не обязательно гарантирует вам возможность установки вожделенной софтины на свой ПК. Во-первых, ваш «Мак» должен быть оснащен процессором от Intel, во-вторых, комп обязан иметь как минимум гигабайт (если это не Mac Pro) или два гига (в случае как раз таки «яблочка» в корпусе midi-tower) оперативки.

Ну и, наконец, потребуется обзавестись «Леопардом» или «Барсиком» и накатить поверх одной из этих версий «мак-оси» все последние апдейты (поддерживаются Mac OS X версий от 10.5.8 и выше в случае «Леопарда» и начиная с 10.6.2, если использовать Snow Leo). Впрочем, если ваш Mac был произведен во второй половине 2007 года или позднее (и при этом не является сервером), он однозначно подойдет под все вышеописанные требования, да и большинство моделей 2006 года вполне сгодятся.

Итак, переходим к установке софтины. В качестве эксперимента я решил «вкатить» довольно-таки «тяжелое» приложение на относительно маломощный MacBook Air первого поколения, и тут выяснилось еще одно необходимое условие установки «Апертуры»: наличие привода оптических дисков, которого в «воздушном» ноуте нет. Ну ничего, благо под рукой был внешний USB-привод… И тут на нашем пути сразу же встает еще одна сложность: если сама программа по современным меркам просит немного – для нормальной установки требуется «всего» 1 Гбайт дискового пространства, часть которого к тому же освобождается после инсталляции, – то вот библиотека сэмплов (которая вроде бы не особенно-то и нужна, но и без нее чувствуешь себя как-то неуютно) весит аж семь гигов – в сумме с прогой это более 10% вместимости крошечного харда тестового лэптопа.

Ну что ж, кажется все подводные камни успешно преодолены, пришло время наслаждаться собственно тестированием проги, о которой я уже успел услышать не один лестный отзыв. Итак, первое: русификации нет и не предвидится. Для меня это не большая проблема (хотя с рядом «фотографических» терминов на языке Шекспира я иногда и испытываю некоторые трудности), но вот уверенности в том, что Aperture 3 заценит мой отец, заядлый фотолюбитель, сильно поубавилось.

В остальном интерфейс непривычен (и это при том, что я в своей жизни пользовался только двумя похожими приложениями – Photoshop и iPhoto, а последний на Aperture во многом похож и оснащен рядом позаимствованных из «старшей сестры» функций), но обладает несомненной и довольно понятной на интуитивном уровне внутренней логикой. Основной структурной единицей в Aperture является не изображение, как в «Фотошопе», а «проект».

При импорте фоток с камеры или жесткого диска программа предлагает автоматически разбить всю пачку имеющихся снимков на отдельные проекты по времени, когда была сделана фотография: скажем, если есть 150 фоток за два дня, а следующие 120 были сделаны только через неделю, умная прога поймет, что это две разные фотосессии.

Работа с файлами также построена по «проектному» принципу: самым удобным из предложенных разработчиками вариантов интерфейса мне показался такой, где под изображением, которое вам необходимо в данный момент, расположена компактная лента, где находятся все фотки данного проекта. К сожалению, под рукой у меня не нашлось второго монитора, но, как я понял из названий пунктов меню, можно построить работу и таким образом, чтобы текущая картинка отображалась на одном дисплее, а остальные снимки данного проекта – на другом. Вообще, настройки Aperture прямо-таки изобилуют различными опциями для обладателей многомониторных рабочих мест, что радует – ведь настоящие фотолюбители (а тем более профессионалы) предпочитают трудиться хотя бы с двумя мониками.

Что касается возможностей обработки фотографий, то тут все довольно-таки стандартно. Есть десятка три-четыре различных функций, и, на мой неискушенный взгляд, ни их реализация, ни перечень не отличаются от таковых в «Фотошопе» или любой другой серьезной программе для обработки изображений. То есть я, конечно, подозреваю, что в Photoshop есть еще сотен пять других, не реализованных в Aperture, возможностей, но мне как скромному фотолюбителю и обладателю «зеркалки» Nikon D90 и пары-тройки объективов (которыми я, по собственному нескромному мнению, хоть как-то да умею пользоваться) ни одна из них никогда не пригождалась.

А вот Aperture нашла чем порадовать – вместо кучи заумных опций она предлагает такую простую фишку: если начинаешь обрабатывать фотку, то в текущем проекте тут же появляется ее копия, помеченная специальным значком, и все изменения производятся в ней, а исходник остается на своем месте нетронутым – что ни говори, а чертовски удобно.

Впрочем, в Aperture все же нашелся один крупный пробел, который программе такого рода, как мне кажется, непростителен, – это отсутствие возможности работать со слоями. Да, подобный недостаток мне показался странным, и я честно облазил все меню в поисках хотя бы намека на слои, но так и не нашел оного.

Aperture – программа для тех, кто считает себя неплохим фотолюбителем, но напрягаться не готов. Не узнаете себя в этом описании? Я себя узнал (смайл).

С другой стороны, как следует поразмыслив, я признал решение не внедрять подобную функцию в прогу оправданным: ведь все имеющиеся в Aperture опции по усовершенствованию фотографий можно задействовать буквально в два-три клика мышкой, а работа со слоями – это всегда кропотливая обрезка объектов, слияние и много еще чего непростого. Совсем не в духе Aperture – программы для тех, кто в душе считает себя неплохим фотолюбителем, но напрягаться не готов. Не узнаете ли вы себя в этом описании? Я себя узнал (смайл). UP

То, что Стивен прописал
Как вы понимаете, Aperture не была бы программой от Apple, если бы не несколько интересных фишек, дающих понять, что этот софт – дело рук «Джобса и компании». Во-первых, очень радует экранная лупа – похожа на аналогичный девайс моего дедушки, только, в отличие от его «аналогового» варианта, эту нужно водить по экрану мышкой, а увеличение можно выбирать по вкусу, вплоть до 1600% оригинального размера выбранного участка.

Фишка вторая: Aperture полностью интегрирована с рядом онлайновых сервисов. В списке, конечно, и собственный MobileMe от Apple, и главный фотохостинг всея интернета Flickr, и Facebook. А вот отсутствие возможности так же легко выложить фотографии в Google Picasa расстраивает. Третья фишка – реализация в Aperture недавно добавленных в iPhoto фич: распознавания лиц (физиономии на снимках определяются автоматически, причем когда вы раз десять говорите программе, что такое-то лицо – это Вася, в дальнейшем она находит Васю на фотографиях самостоятельно, хоть и путает изредка близких родственников) и геотеггинга – можно посмотреть свои фотки на карте, если ваш фотоаппарат оборудован приемником GPS (как правило, они есть в фотосмартфонах). Причем все свои изображения из любых проектов можно увидеть на карте мира,
а фотки одного проекта – на более «компактном» участке пространства. Карты предоставлены Google Maps, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

Последняя, четвертая, «яблофишка» – возможность прямо из приложения заказывать верстку и печать своих фоток в фотоальбомы «профессионального уровня». Доступны различные размеры, вплоть до очень больших, а также выбор из твердых и мягких переплетов. Цены варьируются от 12 баксов за три альбомчика по 20 фоток форматом примерно 9 х 7 см до 200 баксов за фолиант на 120 страниц размером 32,5 х 25 см в твердом переплете. Впрочем, работает этот сервис, похоже, только в США – даже если вам и удастся заказать отпечаток книги из России (в чем я сомневаюсь), стоимость и время доставки испортят все впечатление от сервиса. Но задумка, надо признать, хороша…

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?

Для просмотра фотографий из апертуры можно использовать прогу ePic (http://www.epicreal.com/mac/epicapp.htm). Поддерживает почти все варианты библиотек. C кэшироваными ссылками и напрямую через базу. И еще можно разные сорсы открывать.