Я уже несколько раз порывался написать эдиториал об играх. Честное слово, раза четыре садился за компьютер и пару раз успел написать по несколько абзацев текста. Но до последнего момента эта идея ничем не заканчивалась по одной простой причине: я никак не мог сам для себя сформулировать, что хочу от производителей игр и, как следствие, о чем должен быть текст. И вот почему.
Сейчас рынок компьютерных игр развивается страшными темпами по вполне понятным причинам: у населения в достаточном количестве появились мощные компьютеры, способные всю современную игровую красоту обрабатывать. В отдельный сегмент выделились онлайновые многопользовательские игры (количество успешных и мощных проектов исчисляется десятками, другой вопрос, что у нас в стране многие удачные зарубежные разработки практически неизвестны). Про темпы развития киберспорта я вообще молчу — количество людей, увлекающихся многопользовательскими играми в жанре action, растет чуть ли не в геометрической прогрессии.
Ежедневно на рынок выходит несколько новинок, позволяющих неплохо провести время всем заинтересованным людям. Другой вопрос, что по какому-то совершенно непонятному для меня недоразумению производители игр решили, что раз их основная и практически единственная аудитория — это пионеры в возрасте от 8 до 18 лет, то игры для граждан старшего возраста и, как следствие, более замороченных жизнью, делать им вообще не надо. Разного рода низкопотребную и не очень низкопотребную интерактивную и трехмерную порнуху, в производстве которой в последнее время особенных успехов добились разработчики из стран азиатско-тихоокеанского региона я, с вашего позволения, считать за полноценные игры не буду, несмотря на наличие в них порой очень развитого сюжета. Покажите мне относительно нормального взрослого человека, который готов в течение более чем часа играть в пусть очень красивую и трехмерную, но все же порнуху?
А вот нормальных игр для немного подросших геймеров как толком раньше не было, так и нет сейчас. Почему-то производители игр упускают из виду очевидный факт: самое первое, а также второе и местами третье поколения игроков уже выросли, стали взрослыми дядями и тетями, и у них уже нет ни возможности, ни сил, ни желания так же бдительно прочесывать рынок игр, как они это делали раньше. Периодически, оказываясь в местах, где продают игры, они по старой памяти пытаются подобрать что-либо себе поиграть, но со временем прекращают попытки. Вызвано это тем, что современная среднестатистическая компьютерная игра предназначена исключительно для подростков и сопутствующих категорий населения.
Если человек много работает, то, как правило, он не может себе позволить играть в одну игру ночами на протяжении нескольких недель. Если человек много учится, то у него возникают схожие проблемы. Вывод: игра для человека взрослого должна быть недлинной.
Но было бы ошибкой считать, что любая кратковременная игра подходит для взрослого человека. Я провел опрос среди своих знакомых, с которыми мы во времена моей бурной юности хором увлекались компьютерными играми, и выяснил интересную вещь. Они все в один голос говорят, что им в большинство современных игр играть просто скучно, а в старые и заслуженные играть уже невозможно, потому как, хоть тресни, все уже привыкли к красивой графике и осмысленным спецэффектам. Да и пройдены они по несколько раз.
Далее я предложил опрашиваемым назвать две-три игры, в которые есть смысл играть взрослому человеку. Опять-таки опрос мой при желании можно назвать нерепрезентативным, однако я счел его весьма показательным: абсолютными лидерами (то есть играми, которые были названы большинством опрашиваемых) стали Serious Sam (бесшабашная трехмерная стрелялка), Call of Duty (бесшабашная трехмерная стрелялка по мотивам Второй мировой войны) и пара стратегий — Stronghold и «Казаки».
Для тех, кто очень далек от мира игр (возможно, потому, что банально не хватает времени или сил), поясню: первые две игры при должном упорстве проходятся за полторы-две ночи, а указанные выше стратегии настолько сами по себе неспешны, что в них можно играть месяцами, тратя на прохождение миссии по сорок минут в день. Собственно говоря, на Stronghold я последний раз потратил около трех месяцев и в результате хорошо провел время!
В том, что сейчас можно сделать компьютерную игру произвольной степени красивости, уже никто не сомневается. Так если этот тезис мы считаем бесспорным, то объясните мне, почему до сих по никто не начал делать римейки тех игр, которым мы, повзрослевшие сейчас игроки, уделяли раньше недели реального времени? В трехмерные экшны зачем-то загоняют развесистый сюжет (причем, как правило, совершенно идиотский), в нормальные, в общем-то, стратегии привносят элементы, которые для взрослого человека зарубают геймплей на корню. Просто как пример: когда-то была совершенно гениальная стратегия Transport Tycoon.
Симулятор транспортного магната. Совсем недавно в продаже появилось продолжение игры, и все бы хорошо, но с какой-то совершенно непонятной для меня целью в ней существенно усложнили процесс терраформинга (изменения игровой поверхности), что, как вы понимаете, в процессе непрерывного строительства разного рода путей и дорог принципиально сказывается на сложности игры. Но игра не стала сложнее тире интереснее, она просто стала сложнее в управлении! И если юный фанат компьютерных игр, безусловно, преодолеет это неудобство (он и не такое в своей игровой жизни видел), то я, откровенно говоря, просто обломался выстраивать сложной формы холмики. У меня нет на это времени, я просто поиграть хотел…
Схожую реакцию на описываемую новинку продемонстрировал и ряд моих товарищей, сопоставимых со мной по обремененности различными делами. Судя по всему, эта совершенно бессмысленная и едва ли не единственная инновация (больше в игре принципиально ничего не изменилось, даже графика осталась изометрической — вид сверху / сбоку) отпугнет от продукта всех потенциальных игроков старше 20 лет, которые помнят первый TT. А те игроки, которые во времена первого Transport Tycoon были совсем маленькие и, как следствие, его не застали, вряд ли будут от игры в восторге: если ее оценивать объективно по современным критериям, предъявляемым к такому роду продуктам, то результаты будут не выдающиеся (хотя бы из-за графики). Так, простите меня, а на какую аудиторию была рассчитана игра? Старых фанатов серии разработчики отпугнули невинным движением руки, а новых поклонников привлекать им особо нечем. Странные…
Среднестатистический современный экшн — это нечто цветное, где на уровнях между редкими перестрелками приходится (как идиоту, ей Богу!) шариться по темным углам в поисках рубильника, чтобы открыть очередную дверь. И еще можно считать, что сильно повезло, если этот несчастный экшн не обременен кучами заморочек вроде пазлов, карт и прочих моментов, осложняющих жизнь играющего.
Я не знаю, почему многие разработчики решили, что интересность игры прямо пропорциональна ее сложности. Возможно, их кто-то дезинформировал. Так же, как обманули насчет того, что интересность игры равняется количеству графических наворотов, реализуемых ее движком. Call of Duty: Expansion Pack, вышедший буквально на днях, представляет собой самую натуральную игру для игроков-ветеранов, вроде меня, у которых уже и реакция не такая, как в юности, и времени на тренировки ночами напролет нет в силу совершенно объективных и непреодолимых обстоятельств (Upgrade — это не просто образ нашей жизни, он отнимает еще и очень много времени и сил).
А эту игру можно пройти за 8-10 часов, там нет никаких глупостей, затрудняющих непринужденное мочилово. По сложности игра вполне доступна даже не очень быстрым людям, относительно нетребовательный движок позволяет комфортно играть на не особенно мощных по нынешним временам машинах. И самое главное — отсутствие всех новомодных примочек вроде навязчивого сюжета (он есть, но не напрягает) компенсируется чрезвычайно увлекательным игровым процессом. Внимательное отношение к деталям со стороны разработчиков привело к тому, что действительно ощущаешь себя солдатом на поле боя со всем вытекающими последствиями. Я видел много игр о Второй мировой войне и (похвастаюсь) относительно неплохо в них разбираюсь вообще, так как долгое время зарабатывал себе на жизнь, работая критиком этих самых игр. Так вот, я официально заявляю, что две лучшие игры про ВМВ — это Wolfenstein 3D (некоторые из читателей — те, что постарше, — наверняка в этот момент вспомнили, КАКАЯ это была игра!) и Call of Duty. Обе они интересны не только юным игрокам, но и взрослым.
Игра для взрослого игрока должна проходиться не более чем за восемь часов непрерывной игры, она должна быть красивой, но при этом никто не говорит, что для ее запуска подходят только топовые компьютеры на данный конкретный момент времени. Уважаемые разработчики, не стесняйтесь вспоминать про взрослых игроков, не стесняйтесь делать качественные римейки старых хитов, помните о том, что взрослый человек с большей вероятностью купит коллекционное издание полюбившейся ему игрушки за большие деньги, нежели подросток.
Непонятно, почему при нынешнем изобилии игр я и огромное количество моих знакомых не могут найти себе развлечение на вечер-два перед компьютером. Мы платежеспособны, так что, разработчики, не забывайте про нас! А то все наши деньги уйдут хорватам, сделавшим Serious Sam, — игру, которая не по антуражу, но по духу своему гораздо больше похожа на первый и второй Doom, нежели Doom III. И вообще, хочу вторых «Вангеров» (ну вот, совсем раскапризничался. — Прим. ред.).
Remo