7 лет назад 26 июня 2012 в 12:03 223

Напомним, что в UP #17 (572) состоялся эпический тест видеокарт. Как мы ни ужимались, вся графическая информация в дозволенные объемы не вместилась. Самое вкусное осталось на потом. Встречайте обещанное «потом» (смайл).

Неожиданное получилось тестирование, во многих смыслах. Кое-что я уже поведал в прошлой статье, сегодня речь пойдет о более конкретных моментах испытаний. Давайте более детально рассмотрим каждый отдельный тест либо игру, в довесок еще и сравнительных диаграмм ворох покажем. Ну и напоследок немного аналитики и размышлений на тему бытия всего сущего добавим (куда уж без этого).

Если попытаться нарисовать еще одну диаграмму, которая будет отражать время, затраченное на те или иные тесты, на ней самым большим будет столбик с тестами от заслуженного софтмейкера Futuremark. Мы взяли тестовые пакеты двух поколений, один – чтобы как следует посмотреть на работу карт с последней ревизией библиотек DirectX, и 3DMark 11 подходит для этого как нельзя лучше. Цифры, полученные при помощи 3DMark Vantage, еще тоже долгое время будут актуальны, поэтому он также включен в таблицу.

Другой, достаточно большой, отрезок времени будет отдан под различные манипуляции. По настоятельным рекомендациям одного авторитетного господина смене карт сопутствовала полная переустановка ОС, драйверов и набора утилит. Про перетыкания проводов питания я вообще вспоминать не хочу, пальцы до сих пор саднят от противных защелок. Итак, давайте по порядку.

Синтезированный «Марк»
Бенчмарки 3DMark Vantage и 3DMark 11, самые долгие и не самые красивые (хотя о вкусах не спорят), выдают много разных цифр и позволяют как следует прогреть тестируемое железо. Недаром именно по показателям в «Марке» обычно и соревнуются видеооверклокеры всех стран. В прошлой статье мы воспользовались результатами одиннадцатого «тридэмарка» для построения хронологической диаграммы, которая показала общее состояние дел в королевстве. Повторяться не будем, любой владелец ножниц и клея «скопипастит» диаграмму из прошлого журнала в этот.

Сегодня предлагаю изучить еще одну «гребенку», но уже на основе цифр 3DMark Vantage, смотрим диаграмму 1. Он выдает в итоговом окне «великие тысячи» попугаев, и сравнивать такие внушительные цифры было более интересно. Немаловажным моментом мне показалось то, что температура под конец бенча приближалась к пиковой, полученной в стресс-тестах. В последних поколениях видеокарт сделан достаточно большой акцент на энергоэффективность, которая достигается динамическим изменением тактовых частот в пределах заявленного термопакета.

Эта фишка работает не всегда правильно, особенно в «грелках» и синтетических тестах, что иногда приводит к «искусственному» падению производительности. Максимальная же мощность обещана в играх (причем разными словами об этом толкуют оба вендора). И все прекрасно понимают, что синтетика есть синтетика, но упорно продолжают разгонять, вольтмодить, патчить карты, чтобы получить самый высокий результат в 3DMark.

Отмечу также, что самые частые зависания и сбои драйверов проявлялись именно в пакете 3DMark Vantage, обычно в дисциплине Physics, что, как правило, означало внутренний конфликт в драйвере либо неправильную установку софта. (К слову, этот же тест часто «валится» при переразгоне процессора, поэтому он хорош и для проверки правильности оверклокинга камня. – Прим. ред.) К печали AMD, «Радеоны» в тестах Futuremark кажутся слабее.

Чего только стоит отставание ASUS Radeon HD 7970 DirectCU II Top, она проиграла и прошлому поколению NVIDIA в лице Manli GeForce GTX 580, и прилично (больше чем на 8000 очков) отстает от нового видеоадаптера NVIDIA GeForce GTX 680. Если вы достаточно терпеливы, подождите, это еще не приговор. Чуть ниже вы поймете почему.

3DMark 11, безусловно, оценивает прорисовку всех фичей последнего «директора икс», таких как динамическое освещение и тесселяция, но по части сглаживаний есть специализированный бенчмарк, вот о нем давайте и поговорим подробнее.

Тесселяционный забег
Рассматривая диаграмму 2 и строчки в итоговой таблице напротив граф Unigine Heaven Benchmark, можно пополнить наши знания о том, как разные видеоадаптеры справляются со сглаживаем и рендерингом под управлением DirectX 11. При ужесточении режимов тесселяции можно было заметить соответствующее падение производительности.

В тест не попала ни одна из видеокарт AMD 5000 series (и слава высшим силам, и так вторую неделю бьемся с имеющейся прорвой плат). Хотя там злосчастные тесселяционные блоки были слабым местом, с шеститысячной серии «красные» видеокарты не сильно поднаторели в этом деле, и окончательно картина выправилась лишь с появлением линейки AMD Radeon 7xxx.

В среднем потеря производительности после переключения пункта Tessellation из Normal в Extreme лежит в пределах 10-15% – здесь карты NVIDIA уверенно лидируют как по попугаям, так и по среднему значению фреймрейта. Но разгром не настолько фатален, несмотря на то что Unigine Heaven все же не считается игровым бенчмарком. Есть любопытный факт: поставив две NVIDIA GeForce GTX 590 в SLI-связку, мы почти подобрались к мировому рекорду, установленному на одной MSI Radeon HD 7970 (смайл). Нераскрытый потенциал всегда будет целью энтузиастов, и то, что этот красочный бенч популярен среди них, это абсолютно точно.

Еще небольшой комментарий на полях. Как я ни пытался разглядеть хоть какую-то разницу между режимами сглаживания данного демотеста, заметить ее я так и не смог. Может, я не туда смотрю, конечно, но, по моему скромному мнению, эта вся тесселяция только лишняя «головная боль» для процессора видюхи, за которую он платит повышенным нагревом этой самой головы.
В Unigine Heaven Benchmark общая расстановка сил не изменилась, «зеленые» впереди по всем фронтам поколений, но, как я уже сказал, отставание карт AMD не настолько существенно, чтобы по одному этому тесту оправдывать разницу в ценах видюх, порой существенную (смайл).

Осторожно, радиация!
Не каждый додумается таскать в редакцию поверенный дозиметр, но как без него, если с видеокартой за пазухой приходится бегать по отчужденным территориям ядерной пустыни. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky является чисто игровым тестом. Хотя «играет» компьютер в него сам, показывая нам лишь вид от лица перемещающегося по карте персонажа. Тест проходит в четыре прогона в зависимости от режима освещения (день, ночь, дождь, солнечные лучи). Правильная, как мне кажется, находка разработчиков. Если вам очень хочется поиграть, а мощностей железа не хватает, можно гамать только «ночью» или «под дождем», что существенно облегчит работу видеочипу.

Диаграмма 3. Производительность видеокарт на чипах AMD и NVIDIA в бенчмарке S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Benchmark (дождь), DirectX 10, кдр/с

Этот тест, наверное, уже нельзя считать адекватным, так как ни о каких поддержках последних достижений DirectX здесь никто не говорит. Но для замеров сферической производительности в старых игрушках данный бенч подходит как нельзя кстати. Также он очень чутко реагирует на общую стабильность системы, качество драйверов и прочие неочевидные моменты. Не раз сносить «ось» приходилось именно благодаря «Сталкеру». Очень уж он «нервничает», заметив «наслоение» разных осколков драйверов в системе (а кто их любит?).

В самых сложных режимах рендеринга, с динамическим освещением, этот игровой тест показывает, что производительность видеокарт, поставленных в условные «пары», очень близка. И тысячи триумфапьных «марков» волшебным образом трансформируются в едва заметные пару кадров фреймрейта, а иногда перевес и вовсе меняется в сторону AMD Radeon (хоть на один эфпээс, а все же впереди (смайл)). Смотрите сами диаграмму 3 и сравнивайте конкурентов.

Спускаясь под землю
«Метро 2033» по праву считается самым тяжелым и безжалостным тестом видеокарт. Указывать значение минимального количества кадров в минуту (далеко внизу от условной границы «играбельности») мы просто побоялись, чтобы вендоры видюх не отправили нас на костер (или что они еще делают с неугодными им тестерами?). В диаграмме 4 отражены усредненные результаты. Данный тест мы проводили на максимальных настройках качества, в три прохода.

По итоговой таблице можно четко отследить отставание старушки NVIDIA GeForce GTX 480 от всех. Неудивительно, с момента выхода этого видеочипа архитектура поменялась дважды, и все слабые блоки GPU были переработаны. Очень характерный момент: в «подземке» видеокарты AMD оказались более расторопными. И даже основное противостояние (вы понимаете, о каких картах я сейчас говорю) здесь решается в пользу ASUS Radeon HD 7970 DirectCU II Top.

Помимо этого «Метро 2033» приятно удивило нас отличной производительностью на системах с двумя видеокартами. И здесь тоже видна победа чипов AMD. Причем достаточно существенная, хотя эти сверхмощные системы нужны будут скорее обладателям двух и более мониторов, потому как на одном монике уловить разницу между 265 и 231 сменами изображений за секунду сможет только какая-нибудь хищная австралийская стрекоза с продвинутым фасеточным зрением (смайл).
Устав от мрачных подземных пейзажей, безнадеги и людей в противогазах, прекращаем сумасшедшие нагрузки на бедные, ни в чем не повинные графические ядра, переходим к доброму и светлому игровому тесту прошлых лет.

Инкубатор страшной бяки
Как бы ни так. Aliens vs Predator не многим светлее и добрее предыдущего игрового бенчмарка. Здесь нам предстоит увидеть, как и откуда вылупляются (бр-р-р) мутанты, а затем просмотреть их торжественное шествие по захваченному кораблю. К сожалению, данный пакет не имеет собственной системы статистики, поэтому его показания снимались при помощи небезызвестной программы Fraps (долгих лет ее разработчикам). Чужие и хищники примечательны тем, что могут быть запущены прямо с флэшки, кроме того, тест не занимает много времени, а смена сцен позволяет оценить все режимы рендеринга в сжатые сроки (если бы всем студиям игр такие тесты под свои игры сделать, было бы просто здорово).

Явного превосходства одних видеокарт в этом тесте над другими здесь не наблюдается, практически на равных выступили видюхи и NVIDIA, и AMD, и если в синтетических тестах мнение складывалось в пользу архитектуры NVIDIA, то здесь нет, о чем и говорит диаграмма 5. Возникает резонный вопрос: куда деваются эти самые тысячи баллов? (Считаю его риторическим наравне с вопросами «Почему кончаются деньги?» и «Откуда приходят тараканы?» – Прим. ред.)

Бэтмен, Робин и бензин
Как уже говорилось в первой части нашего большого материала, есть тесты игровые, а есть просто игры. Вот для них-то и задумываются все эти сумасшедше дорогие и горячие штуковины под называнием «видеокарты». Методика тестирования в геймах была следующая: на максимальных настройках качества при Full HD-разрешении проводился тест в несколько прогонов. В случае с Batman Arkham City (диаграмма 6) использовался имеющийся в меню игры «тест производительности», который фактически прогоняет «камеру» по красивым местам игры.

DiRT 3 и Battlefield (диаграммы 7 и 8 соответственно) игрались «руками», хотя в DiRT 3 также имеется встроенный бенч, но как-то так повелось – люблю я погонять на машинках по извилистым дорожкам. Локация запускалась неизменно одна и та же, чтобы все участники испытаний были в максимально одинаковых условиях, а я успел выучить трассу наизусть и заодно отточить мастерство вождения. Экзамен ГАИ на этой дороге я точно сдам.

При помощи Fraps снимались показания фреймрейта, каждый «замер» длился минуту, в два прогона. Такая методика позволяла достичь высокой повторяемости результатов, что немаловажно. В конце концов, цифры остаются беспристрастными, и здесь уже совершенно неважно, какая видеокарта понравилась лично мне, – можно посмотреть в таблицы и сравнить все самостоятельно.

Анализ и кристаллизация истины
Предварительные итоги были озвучены в первом материале, сегодня они приведены к табличному виду. Некоторые цифры в целях наглядности отображены в диаграммах. В дополнение ко всему этому могу добавить немного личных впечатлений и размышлений.

Двухчиповые решения и ситуация, когда нужно поставить не одну дорогую видеокарту, а две, не так часто встречаются в обывательской жизни. Здесь, скорее, речь идет о многомониторных конфигурациях. Все это может пригодиться для игр на больших экранах или при профессиональных разрешениях. Однако даже пара топовых видеокарт не позволят гамать на максимальных настройках. Но не мне сейчас рассуждать о политике игровой индустрии. Всегда так было и будет, иначе люди перестанут ждать новых видеокарт и апгрейдить компы (смайл).

Пара NVIDIA GeForce GTX 590 не всегда была стабильна. Эта парочка чудила больше остальных и запомнилась тем, что при запуске SLI встроенная в материнскую плату сетевая карта переставала работать (а зачем хардкорному геймеру доступ в интернет (смайл)?).

В остальном же ситуация вполне себе занимательная. На рынке есть большое количество «Радеонов», среди которых есть что выбрать, все зависит от потребностей и возможностей, и AMD 7xxx уже предварительно закрыли все рыночные ниши. NVIDIA 6xx только в начале пути, сейчас компания находится на стадии «снятия сливок» с продаж новой карты, чему видеоадаптеры конкурента довольно сильно мешают. В ходе подготовки материала в печать стало известно о релизе GeForce GTX 690 (вот-вот), ответ от AMD ожидается в середине лета. Но, скажу по правде, эти двуглавые гидры мне не так интересны, ведь ничего в их видеочипах не добавится. Мазур – тот порадуется, он коллекционирует двухъядерные видюхи, прямо страсть к ним имеет.

Ну а если говорить о покупке конкретной карты, никакого однозначного совета быть не может в принципе. Нереально представить ваши финансовые возможности и даже умозрительно попытаться понять, как вы используете свой комп. Сколько людей – столько и конфигураций. Безусловно, есть сбалансированные решения с оптимальным соотношением цены и мощности. Возьмем для примера ситуацию с накопителями: всегда будут выпускаться самые дорогие и вместительные, но основную кассу компания снимет с тех, что отличаются меньшей ценой за гигабайт.

На главный вопрос я отвечу следующим образом. Если бы я взял энную сумму денег в данный момент и пошел в магазин за видеокартой, я бы купил что-нибудь на базе последнего графического чипа AMD, с максимально эффективной системой охлаждения. К слову сказать, продавцы на крупных компьютерных рынках со мной солидарны.

Один из них с пеной у рта мне доказывал, что самая быстрая видеокарта в мире сейчас вовсе не NVIDIA GeForce GTX 680 (маркетологов на него нет). В то же время, если вы играете, вам могут быть знакомы ситуации, когда игрушка «заточена» под графические чипы одного из производителей, и здесь NVIDIA явно впереди, со своим внушительный списком игр, под которые оптимизированы драйверы (или даже игры под них пишутся, кто знает).

В любом случае я не собираюсь разводить холивары – если разобраться, не так уж велика разница. Взять ту же Coca-Cola и Pepsi-Cola: можно, срывая горло, доказывать, что вы с закрытыми глазами отличите один напиток от другого. На практике же, как показывают многочисленные эксперименты, вы лишь в 50% случаев отгадаете, что налито в безымянный стаканчик. Думаю, здесь ситуация похожая: если я запущу вам игру с одинаковыми настройками, вряд ли вы сможете по звуку кулера определить, какая именно карта рендерит трехмерное изображение. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?