7 лет назад 18 июля 2011 в 16:58 146

Концепция облачных вычислений давно перестала быть чем-то необычным. В том или ином виде она уже реализована усилиями целого ряда компаний, причем у некоторых из них получилось нечто вполне пригодное к практическому использованию. Однако выступление господина Джобса на очередной «яблочной» конференции для разработчиков вызвало… ну, если не фурор, то по крайней мере всеобщее внимание прессы. В этот раз отец-основатель Apple выбрался из больничной палаты (что он в последнее время делает совсем нечасто), чтобы представить восхищенной публике комплекс сервисов под названием iCloud.

Если вкратце, iCloud – это когда юзеру предоставляется место на удаленном жестком диске (в количестве 5 Гбайт – бесплатно, за расширение этого пространства придется платить, а весь контент, купленный у Apple, хранится также бесплатно) и ряд сервисов, с помощью которых все программы всех девайсов пользователя автоматически делятся друг с другом всей пользовательской информацией.

Объясню на пальцах. К примеру, набрали вы на своем iMac какой-нибудь текст. Операционная система это поняла, после чего, не спрашивая вас, отправила данное творение в ваше личное удаленное хранилище где-то в дисковом кластере в Купертино, после чего он – с минимальной задержкой – оказался на остальных «яблочных» девайсах, которыми вы владеете. Разумеется, эта схема действует не только по отношению к текстовым файлам: ваша почта, музыка, видео, книжки – ну то есть вообще все данные оказываются одновременно везде.

При внешнем сходстве с «облачными» предложениями потенциальных конкурентов у iCloud есть несколько важных преимуществ. Во-первых, этот сервис работает действительно просто, то есть юзеру в принципе не надо ничего про него узнавать или учиться им пользоваться. Оно появляется и начинает корректно функционировать. Во-вторых, в настоящее время в мире продано уже больше 200 млн различных мобильных устройств Apple на базе iOS, которые существуют в рамках единой экосистемы, а это значит, что одним махом «яблочники» получают сопоставимую по размерам аудиторию для своего нового сервиса, что автоматически сделает его крупнейшим в мире энд-юзерским «облаком».

Правда, отдельные горячие головы переживают на тему того, что все пользовательские данные при таких раскладах будут храниться в США в трех колоссальных дата-центрах имени антоновки, однако кого всерьез в наши дни беспокоят эти вопросы? Только сильно олдовых людей да приравненных к ним параноиков. Можно подумать, что сейчас Apple кокетливо отворачивается и смотрит в уголок, пока ее смартфоны фиксируют перемещения пользователей и вообще ведут бог знает какую еще статистику…

Единственное функциональное ограничение (вполне, кстати, разумное) iCloud – принципиальная неспособность сервиса осуществлять процесс синхронизации контента на разных устройствах одного пользователя через сети сотовых операторов. Это очень правильно: в настоящее время операторы сотовой связи и так обалдевают от непрерывно растущего трафика, что выражается в резких корректировках пользовательских тарифов, и, если бы iCloud на полном серьезе в момент запуска начал все синхронизировать по обычным каналам, думаю, за сутки все сотовые компании, которым дорог их бизнес, заблокировали бы ее к известной матери. Поэтому, увы, господа, но только Wi-Fi.

На данный момент вся эта красота доступна только девелоперам в виде бета-версии, а релиз сервиса намечен на осень этого года. Есть все основания полагать, что на облачные вычисления будут переходить все новые и новые производители комплектов «железо + сервис», например изготовители игровых приставок. Да и наверняка та же Research In Motion что-нибудь подобное готовит. С очень большой вероятностью в стороне не останется и Google, поскольку ей надо продвигать свою ОС Android, а все вышеперечисленное с высокой степенью вероятности будет означать, что рынок классических или более-менее классических персональных компьютеров продолжит свой коллапс опережающими прогнозы темпами.

Собственно говоря, согласно результатам анализа рынка, которые предоставляют разные именитые компании, все эти тенденции наблюдаются уже сейчас. К примеру, небезызвестная Gartner за последние пять месяцев дважды корректировала свой прогноз относительно показателей рынка ПК в 2011 году, причем оба раза в сторону уменьшения потенциальных результатов. На данный момент аналитики Gartner считают, что в этом году будет продано всего 385 млн персональных компьютеров, что несколько больше, чем в 2010-м (рост на 9,3%), но заметно меньше, чем думали раньше. В IDC тоже полны пессимизма и корректируют ожидания – с 7,1% до 4,2%.

Самое правильное, что хуже всего придется нетбукам. Честно говоря, этим я не удивлен, потому что и изначально относился к этой концепции с неким подозрением, а сейчас, с тотальным и стремительным распространением планшетов, – девайсов, чего греха таить, существенно более удобных и функциональных, – да еще в сочетании с проникновением на рынок устройств для конечного пользователя систем, основанных на облачных вычислениях, полагаю, придет им скоро конец. Да и вообще, если бы не консервативные корпоративщики, которые продолжают постепенно менять устаревающие ПК на новые, не торопясь в массовом порядке пересаживаться на «тонкие клиенты», классическим видам компьютеров пришлось бы совсем худо.

В общем, в очередной раз у Apple есть шанс указать новый путь для всего рынка, попутно подложив приличных размеров свинью ряду компаний – из числа как конкурентов, так и занимающихся смежными сегментами рынка. Что из этого выйдет – узнаем через год, но мне кажется, что пользователи «яблочной» продукции, которые и так отличаются высокой степенью фанатизма по отношению к своим цацкам, нововведение воспримут на ура, что заставит конкурентов компании стремительно добавлять схожие возможности к собственным продуктам. А лавина, как известно, порой начинается с одного снежка. UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?