9 лет назад 26 сентября 2011 в 19:53 662

Устройства, позволяющие получать интернет буквально из воздуха и раздавать его направо и налево, давно не являются чем-то необычным. Читатели с хорошей памятью вполне могут помнить обзоры таких девайсов авторства TRENDnet и ZyXEL. Общим в них было то, что сами по себе они представляли качественные маршрутизаторы, к которым был «привьючен» (и надо признать, вполне удачно) модуль поддержки 3G-сетей.

Правда, им всем требовалось дополнительное устройство – либо донгл от GSM-оператора, либо адаптер от самой Yota. Подобного рода роутеры не были особо рассчитаны на мобильность «второго уровня» – автономная работа во время перемещения была далека от комфортной. Некоторую степень такой мобильности предлагал разве что девайс от компании TRENDnet, имеющий собственный аккумулятор.

Однако конструктивное решение, при котором модем вставлялся в разъем на боковой стороне устройства, было несколько неудобным с точки зрения транспортировки во включенном состоянии. Внешние габариты очень сильно увеличивались, а сам USB-донгл образовывал торчащий «рычаг», что при переноске в мягкой «таре» (вроде рюкзаков) могло привести к повреждению того или иного составляющего «связку» девайса.

Всех этих проблем лишен новый маршрутизатор класса «все-в-одном» Yota Many. Его единственным «недостатком» является то, что он рассчитан на работу только с одноименной сетью (смайл). Однако достоинств у него гораздо больше: он способен функционировать автономно долгое время (при низкой загрузке – до 24 ч, при высокой – до 6), имеет малые размеры и вес, у него отсутствуют выступающие части, и его можно положить в карман рубашки.

Маршрутизатор поставляется в прозрачной «банке» размерами не больше аналогичной емкости для кваса или колы. Кроме самого девайса в комплект входят разные бумажки преимущественно синего цвета с какими-то буквами, забавный кредл, который с помощью прилагающейся присоски можно зафиксировать на гладкой поверхности (например, оконном стекле), три запасные «липучки», а также USB-кабель. Отдельного блока питания или зарядного устройства у девайса нет: наполнение встроенной батареи производится через USB-порт компьютера, с которым аппарат можно соединить с помощью прилагающегося кабеля или раскрыв хитрым образом раскладывающееся «жало» встроенного в Yota Many USB-штекера.

Органов управления у роутера целых два: простая кнопка и двухпозиционная. Первая включает / отключает питание, вторая отвечает за переключение между режимами Yota Share / «Защищенный режим» На длинном торце устройства присутствуют шкала из пяти светящихся точек, визуализирующих уровень заряда: пять огоньков – хорошо, один огонек – плохо. На верхней плоскости имеется индикатор в виде фирменного «человечка», который синим свечением информирует об установлении соединения с сетью Yota.

Первоначальная настройка устройства необычна, хотя и несложна. Традиционных «визардов», запускаемых с компакт-дисков, здесь нет и в помине, равно как и «универсального» адреса 192.168.1.1. Для настройки сети достаточно включить маршрутизатор и Wi-Fi-приемник на компьютере (если он был выключен). В списке доступных беспроводных сетей появится сеть со словом «Yota» в названии.

Если это будет Yota Share, то имеет смысл поторопиться, коли благотворительность в данный момент в ваши планы не входит: данный режим в полном соответствии со своим названием образует незащищенную Wi-Fi-сеть, в которую открыт доступ всем желающим. Однако даже если коварный хакер догадается в «Сведениях о сетевом подключении» найти строчку с IP-адресом основного шлюза (и, соответственно, веб-интерфейса устройства, в данном случае 10.0.0.1), что-либо изменить в настройках девайса ему не удастся. Для того чтобы внести изменения в конфигурацию устройства, его нужно или перевести в «защищенный режим Wi-Fi», или подключить USB-кабелем.

Мне больше по душе первый вариант: передвигаем двухпозиционную кнопку в положение, при котором она закрывает «смайлик» («никому ничего»), и заново производим поиск доступных беспроводных сетей. В этот раз должна обнаружиться сеть с именем Yota xxx, где вместо «xxx» будут три последних символа из пароля к Wi-Fi со стикера, наклеенного на устройство. Подсоединяемся к сети с помощью этого пароля, печатаем в браузере «10.0.0.1» или «status.yota.ru» и попадаем в «админку» маршрутизатора.

Здесь мы видим меню, состоящее из двух вкладок. В первой показывается различная служебная информация (максимальная скорость за сеанс, текущая скорость, объем полученных / отправленных данных, IP-адрес, BSID, MAC-адрес и версия программного обеспечения). Во второй вкладке можно изменить имя сети, тип защиты, Wi-Fi-канал и пароль к сети. Последний нанесен на роутере даже в двух местах (на стикере и на площадке под раскладным USB-штекером), но, если, несмотря на это, 12-значная смешанная комбинация из букв и цифр покажется вам слишком сложной, пароль можно изменить на что-нибудь более запоминающееся, например «1234». Здесь же можно выбрать режим поддержания соединения: в первом случае сеть пребудет с нами всегда, во втором – будет отключаться в тех местах, где нет покрытия 4G.

Тесты скорости производились в следующих условиях: четвертый этаж панельной девятиэтажки, локация – Москва, вблизи метро «Речной вокзал», время – 21:00. Небезызвестный www.speedtest.net при измерении пропускной способности сети до рекомендованного сервера в Химках показал следующие результаты: пинг – 65 мс, скорость скачивания – 4,73 Мбит/с, загрузки – 0,14 Мбит/с. «Яндекс» продемонстрировал примерно такую же скорость скачивания, зато «аплоуд» оказался повыше – почти под мегабит. Неизвестно каким способом меряющие скорость менее известные «пузомерки» периодически выдавали и 10, и 11 Мбит. Эх! Никому нельзя доверять, все надо проверять лично.

Скачивание 90-мегабайтного файла с собственного FTP-сервера показало фактическую скорость «даунлоуда» в 739 Кбайт/с (что в других единицах дает нам скорость примерно в 6 Мбит/с), заливка (upload) этого же файла обратно происходила с существенно более низкой скоростью в 97 Кбайт/с (что соответствует примерно 800 Кбит/с).

Однако с просмотром веб-сайтов и скачиванием файлов «справится» даже dial-up. А вот как насчет сетевых игр? Самой динамичной из доступных мне показалась, конечно же, Team Fortress 2.
В основном меню игры, где выбирается сервер, средняя задержка для избранных серверов показывалась на уровне 90-120 мс, в самой игре она держалась на 100-140 мс. Это примерно в шесть раз выше, чем типичный «для меня» проводной результат в 20 мс.

Тем не менее с таким пингом можно вполне сносно играть, хотя плавности игре, конечно, недостает. Качество голосовой связи с товарищами по команде было отличным, фразы были слышны отчетливо и без искажений. Кроме того, нужно отметить, что ситуация с лагами значительно улучшилась. Если год назад в тех же условиях они были очень заметны (это выражалось в том, что игровой персонаж перемещался как бы «скачками», иногда очень большими), то сейчас их стало существенно меньше и в основном они наблюдались в моменты скопления значительного количества персонажей и производимых ими действий в одной точке.

И в обычном, и в расширенном тестировании на местности (см. врезку) девайс (да и сама сеть Yota) показал себя замечательно. Однако профессионалы всегда найдут недостатки даже у почти идеального устройства (смайл), обнаружились таковые и у Yota Many. Оставив в стороне интересное и удобное, но при определенных обстоятельствах очень уязвимое конструктивное решение – раскладывающийся USB-штекер, – хотелось бы сказать пару слов о разъеме для USB-кабеля и о самом шнуре. На нем есть скошенные углы (ключ), а на разъеме – нет. При этом конструкция гнезда допускает только одно положение штекера. Поскольку ключей, препятствующих неправильному подключению кабеля, в разъеме нет, особенно сильные и упрямые пользователи, подумав, что нужно чуть-чуть посильнее поднажать, могут эту колодку варварски сломать.

В остальном же все замечательно: если бережно обращаться с девайсом и стараться вовремя оплачивать трафик Yota (смайл), он прослужит вам долго и наверняка никаких проблем не доставит. Портативный маршрутизатор особенно пригодится для создания малых беспроводных сетей для доступа в интернет не только в загородном доме, но и на различных выездных мероприятиях вроде выставок, конференций и т. п., а также в тех случаях, когда услуги провайдеров, предлагающих протянуть выделенку, обходятся неоправданно дорого. Yota Many – это самодостаточный мобильный гаджет, который позволяет моментально организовать выдачу мобильного интернета другим мобильным гаджетам (смайл). UP

  • Устройство: Yota Many
  • Тип: автономный беспроводной Wi-Fi-маршрутизатор
  • WiMAX: IEEE 802.16e
  • Wi-Fi: IEEE 802.11b / g
  • Интерфейсы: USB 2.0, Wi-Fi
  • Совместимость с ОС: Windows XP / Vista / 7, Mac OS X 10.5 / 10.6, Linux
  • Аккумулятор: Li-Ion, 1500 мА·ч, 3,7 В
  • Габариты: 90 х 60 х 13 мм
  • Вес: 75 г
  • Подробности: www.yota.ru
  • Благодарность: устройство предоставлено компанией Yota (www.yota.ru)

К вопросу о шпалах
Думаю, все так или иначе сталкивались со «шпалами»-индикаторами качества сигнала. Обычно мониторинг более-менее адекватно отображает текущую ситуацию, но иногда бывает и так, что уровень сигнала максимальный, а никакого трафика нет, при этом деньги на счету совершенно точно имеются. Потенциальных причин такого поведения может быть много, и прежде всего это проблемы с сетью в данном месте и / или неисправность устройства.

На эти глубокие мысли меня натолкнул тот случай, когда с роутером в кармане я ушел вглубь квартиры, где сигнал пропал. Не полагаясь только на показания индикаторов, я решил провести эксперимент по изучению стабильности коннекта в движении. Для перемещения был выбран наглухо экранированный трамвай 39-го маршрута: м. «Чистые пруды» – м. «Университет», время в пути – примерно 1 час.

На подключенном к Yota Many по Wi-Fi ноутбуке была запущена команда ping. В полном виде строка выглядела как ping -t 8.8.8.8 > C:\pingtest\yota.txt. Ключ -t запускает циклическую работу команды до тех пор, пока ее не остановят, четыре цифры – пингуемый DNS-сервер «корпорации добра» (это он про Google сейчас пошутил, если кто не понял. – Прим. ред.), все остальное – указание того, в каком виде и куда сохранить журнал.

К сожалению, честная вагоновожатая отказалась брать шоколадку за то, чтобы проскочить весь маршрут без остановок, так что движение было не очень быстрое. Но и так результаты, как мне кажется, интересные. Судя по логу, серьезные проблемы с сетью были только на одном небольшом отрезке пути. Я даже примерно вспоминаю, где бы это могло быть, – видимо, это просто такое место, нехорошее: даже трамвай трясло там сильнее, чем обычно (смайл).

В остальном же хотя без строк типа «Превышен интервал ожидания для запроса», конечно, дело не обошлось, но они были по большей части единичны и крайне редко когда шли две подряд.
Итоговая статистика ping для 8.8.8.8 следующая: отправлено пакетов – 4387, получено – 4305, потеряно – 82 (около 2% потерь). Приблизительное время передачи в миллисекундах: максимальное – 3997, среднее – 217, минимальное – 104. По-моему, результаты в «трамвайном тесте» для мобильного интернета очень неплохие.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?