2 года назад 1 февраля 2022 в 20:52 43406

В начале века в народе были популярны аудиокарты для музыкантов-любителей. Каждый гитарист-надомник мог либо купить себе “полупрофессиональную” карту с высоким качеством ЦАП / АЦП, либо взять близкую по качеству звука к профессиональным мультимедийную карту Creative с возможностью обработки звука “на лету” и множеством бесплатных софтовых примочек (проект kX Driver).

Но времена меняются. Сегодня юные человеки уже не хотят быть рок-звездами. Им хочется быть стримерами, звездами тик-токов и ютубов. И конторы, продававшие раньше звуковое оборудование музыкантам-любителям, нынче делают большие кассы на специальном стримерском оборудовании.

Однако, как и 10, 20 и более лет назад, музыкальные бренды не располагают специфическими алгоритмами обработки звука, полезными в играх и фильмах, да и используемые ими DSP годятся лишь для смешивания аудиопотоков или самой простой обработки данных (профессиональное ПО использует для работы со звуком центральный процессор ПК). Кроме того, профессиональные аудиокарты, способные делать записи студийного качества, не способны предложить никакого геймерского функционала.

И вот компания Creative, неоднократно задававшая в индустрии компьютерного звука не то что моду, а стандарты, тихо и без помпы явила миру Sound Blaster GC7 — внешнюю звуковую карту, которую позиционирует ни много, ни мало, как “первую геймерскую премиумную”. Она предлагает и топовые характеристиками профессионального уровня, и фирменные игровые алгоритмы обработки звука, так что для стримера она объективно намного актуальнее професиональных аудиоинтерфейсов из области шоубиза.

А действительно ли GC7 — первая премиумная аудиокарта для геймеров и стримеров? Концептуально, Sound Blaster GC7 — наследник SoundBlaster Live!, Audigy и X-Fi. Все эти решения сочетали в себе мощный сигнальный процессор, равного которому не было ни у кого на рынке, топовые для своего времени и формата ЦАП / АЦП, и большой набор фирменных фильтров (эффектов). При этом из всех геймерских аудиокарт у Sound Blaster GC7 статы наилучшие, а набор полезных эффектов самый большой, поскольку Creative его собирала и утрясала на протяжении более чем 20 лет.

Итак, формула премиумной геймерской аудиокарты — мощный DSP (сигнальный процессор), топовые ЦАП и АЦП, полезные эксклюзивные эффекты.

Мощный специализированный процессор

Начнем с самого простого, с процессора. Зачем он нам, когда у нас есть сильномогучие Райзены да Коры? Затем, что когда музыканты творят нетленки в секвенсоре, секвенсор есть единственная программа, которая ест ресурсы центрального процессора. А что с играми? Если вы играете в какой-нибудь New World, или новый шутер вроде очередной части CoD, или в свежую часть FIFA, игра сжирает 70-100% процессорного ресурса. А еще есть дискорд, которому тоже охоч до ресурсов. А если еще ведется запись игры — транслируется стрим, пишется материал для ролика, или просто собирается видеоматериал для последующего гильдейского / кланового разбора полетов, в каком-нибудь OBS Studio?

В общем, для серьезных эффектов аудиокарте нужен свой, отдельный сигнальный процессор, чтобы никакие пиковые нагрузки не тормозили звук, а звук в свою очередь оставлял всю процессорную мощь программам. По другому быть не может, на что косвенно указывает две вещи.

Во-первых, в недорогих звуковых карточках, которые перекладывают расчеты на драйвер и CPU, навороченные эффекты не поддерживаются. И во-вторых, та же история с активными (USB) гарнитурами: за исключением редких дорогих моделей с мощными DSP, их аудиокарты могут похваститься разве что бесполезным “виртуальным 7.1”, который в лучшем случае суть даунмикс многоканального звука на пару стереоканалов, а в худшем — простой фазовращатель, разваливающий звуковую сцену пополам.

Качественный аудиотракт

Теперь вопрос поинтереснее. Допустим, я — простой геймер, не аудиофил и не меломан. Стримов не стримлю, роликов не делаю. Нужен ли мне ЦАП и АЦП с динамическим диапазоном (DNR) 116 / 114 дБ, и соотношением сигнал / шум до 125 дБА?

Ответ однозначный: расширенный диапазон пригодится для работы эффектов. Почти все полезные эффекты содержат в своем составе компрессоры или энхансеры, и как раз для их работы нам и понадобится максимальная разница между уровнем полезного сигнала и уровнем шумов. Особенно, когда первый — тихий. Подробнее:

  • Оба глобальных игровых режима аудиокарты Sound Blaster GC7, SXFI Battle Mode и Scout Mode, усиливают тихие звуки, как отдельные, типа далеких тихих шагов и перезарядки в сотне метров от игрока, так и деталей звуковой картины типа переотражений звуков. Повышая их громкость, естественно, карта повышает и громкость шумов. Чем меньше карта шумит, тем чище результат.
  • Супершикарный эффект умной громкости микрофона, который даже из шепота или бубнения делает громкую, хорошо различимую речь, работает по тому же принципу. Сигнал с шепотом на вход поступает слабый по уровню, его усиливают и обрабатывает DSP уже после оцифровки. Чем больше будет разница в уровне между шепотом и шумами карты, тем чище и артикулированнее получится голос.
  • Даже обычный нормалайзер, выравнивающий громкость всех звуков, который позволяет спокойно смотреть кино ночью без пульта в руке, не снижая громкость на батальных сценах и не увеличивая ее на диалогах, а также не подскакивать, обливаясь потом, при включении рекламы, даже он, вытаскивая тихие звуки, будет тащить за собой и шумы.

Чтобы понять, насколько уровень шумов критичен, рекомендую включить OBS, воткнуть гарнитуру в микрофонный вход встроенного в матплату ПК или ноутбука кодека, с характеристиками 85-90 дБ, задиктовать что-нибудь шепотом или приглушенным голосом, включить программное усиление в OBS и заценить, что получится.

И это, кстати, только одно преобразование. В реальности, когда включен SXFI Battle Mode, у нас усиливаются шумы, плюс обрабатываем звук с микрофона — еще шумы, работает эквализация — снова добавляем шумы, от вытягиваемых частей частотного диапазона. Все эти примеси не только суммируются по уровню, но еще и порождают новые искажения.

Кроме того, наши красивые 114-116 дБ фиксируются в лабораториях, на самом простом тестовом сигнале. На реальном сигнале, музыкальном или игровом, шумов и искажений будет намного больше, так как нагрузка на тракт намного сильнее. Именно поэтому довольно красивые на бумаге 80-90 дБ интегрированных кодеков на практике звучат грязно, а разница между кодеками и профессиональными решениями в 25-30 дБ ощущаются как небо и земля.

Обработка звука

Наконец, третий компонент из формулы премиумной игровой аудиокарты, набор эффектов. Как уже написано выше, у GC7 присутствует весь набор созданных за 20 лет и прижившихся фильтров, так сказать, The Best Of, включая признанный кое-кем “легальным читом” режим Scout Mode, нормалайзер, улучшение воспроизведения голоса, сочетающие в себе эквалайзер и гармонайзеры бустер баса и Crystalizer, поддержка правильного декодирования и даунмикса многоканального звука (карта предназначена исключительно для стереосистем, акустики 2.0/2.1 и наушников/гарнитур), ну и само собой хита последних лет бинаурального SXFI.

На основе Super X-FI построен новый игровой режим, SXFI Battle Mode. Creative не любит давать о своих алгоритмах обработки звука даже минимальной конкретной информации, но по звуку похоже, что режим сочетает в себе Scout Mode, и правильную точную стереопанораму бинаурального процессора Super X-Fi. Для правильной работы последнего надо сделать снимки своей головы, а также подобрать совместимые с SXFI наушники, чтобы движок скомпенсировал неровности их АЧХ. Если все сделано правильно, геймер получит возможность точно определять по звуку направление и расстояние до противника, а также четко отслеживать его действия в игре.

Управление

Теперь о том, как реализовано управление всем этим функционалом. Самый удобный вариант — настройка со смартфона, с помощью пары мобильных приложений — Creative App и Super X-Fi. Интерфейс в них удобнее и нагляднее, чем в компьютерном ПО, и кроме того, ключевой эффект, бинауральный процессор Super X-Fi, без мобильного приложения настроить не получится, от слова совсем.

Быстрое управление параметрами — переключение пресетов, изменение уровней громкости и фильтров — осуществляется органами управления на корпусе карты. Все под рукой, и не надо окно игры сворачивать. Кнопки управления позволяют быстро выбрать и точно настроить любой эффект. Колеса регулировки уровней большие, чтобы можно было точно отрегулировать уровень сигнала (игры, микрофона, общий), не милиметруя повороты ручки. Программируемые кнопки под пресеты позволяют быстро переключаться между заранее созданными профилями.

Creative Sound Blaster GC7

С точки зрения эргономики дизайн карты безупречен, но вот яркая подсветка производит впечатление детско-подросткового аксессуара, а не серьезного прибора топового уровня, которым Creative Sound Blaster GC7 на самом деле является. Стримерам яркие цвета, наверное, будут в жилу, но я не уверен насчет остальных, особенно возрастных геймеров, которые могут не моргнув глазом позволить себе такой прибор… Что ж, им придется проявить снисходительность.

Выводы

Распространенный сценарий применения Sound Blaster GC7 мне видится таким. Геймер, желающий попробовать себя в роли стримера, покупает GC7. Затем, поняв, что работа стримера низкооплачиваемая, нестабильная и нервная, бросает эту затею. И внезапно обнаруживает, что карту, в отличие от света и профессионального микрофона, он купил не зря — ведь у него есть просто чумовой инструмент,

  • обепечивающий и отличное качество воспроизведения звука в играх, фильмах и на музыке,
  • обеспечивающий отличную связь даже ночью, шепотом
  • не иллюзорно помогающий в играх; не даром Scout Mode кое-где считается читом, а ведь есть еще новый SXFI Battle Mode.

Словом, это стоящая аудиокарта для геймера. Я бы не назвал ее премиальной, понтов маловато; а вот ультимативной — да.

P.S. Набор портов и интерфейсов позволяет использовать Sound Blaster GC7 с любым головным устройством, к которому можно подключиться по оптике или аналогу. Однако в этом случае все навороченные эффекты не будут работать, по крайней мере корректно.

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?