9 лет назад 26 августа 2015 в 21:41 1585

Глава eSports-направления Wargaming на территории СНГ рассказал, как заработать на киберспорте.

Киберспорт – это индустрия, которая приносит деньги. Зарабатывают не только профессиональные геймеры. Есть огромное количество людей, которые получают доход от компьютерных игр, сидя дома.

В России это пока не так популярно, как в передовых eSports-регионах (Азия, США), где молодые люди целенаправленно могут начинать карьеру киберспортсмена или комментатора. Зарубежные игроки понимают, что это престижно, прибыльно и интересно. У нас же нужно время, чтобы компьютерные соревнования стали не просто новым видом развлечения, но и частью рынка труда.

Прогеймеры

Заработок любого киберспортсмена, как и в профессиональном спорте, складывается из нескольких составляющих.

Во-первых, это зарплата за игру в рамках рабочего контракта с мультигеймингом. Кроме того, нужно помнить о главной денежной награде: чем крупнее лига, тем больше призовой фонд, который делится между участниками победившей команды. Бывает, что организационный комитет выписывает игроку специальную премию. Такие поощрения выдаются за высший пилотаж – хорошую, качественную игру в течение целого сезона.

Параллельно (как и в классических видах спорта) еще больший доход приносят рекламные контракты. Возьмем, к примеру, Месси, который одно время сотрудничал с Lay’s и неплохо зарабатывал за рекламу чипсов. Шансы получить прибыль таким образом есть далеко не у каждого игрока. Производители выбирают, как правило, известных звездных спортсменов с большой базой фанатов. То же самое и с прогеймерами: если ты успешный, популярный, в меру социально активный и у тебя есть преданная армия поклонников, то заманчивые предложения от рекламодателей будут.

Практика уже давно не западная и довольно распространена в СНГ: Даниил «Dendi» Ишутин из Dota 2, уже в течение пяти лет один из самых известных киберспортсменов в СНГ, заключает успешные контракты с различными компаниями, а его коллега по игре Андрей «Dread» Голубев совсем недавно рекламировал ноутбуки ASUS. Суммы здесь самые разные: от десятков до миллионов тысяч долларов, все зависит от известности персоны и финансовых возможностей бренда.

Третий способ заработка – монетизация собственной аудитории. Иными словами, получение денег за коммуникацию со своими фанатами. Это могут быть рекламные посты в социальных сетях. Например, фотография игрока в майке Adidas. Отличие от второй системы заработка хоть и неочевидное, но есть: здесь все носит ситуационный характер, игрок не связан долгоиграющим рекламным контрактом с производителем. Это единичные PR- и brand-активности.

Обычно это происходит так: я игрок, я сам веду свои профили в социальных сетях, организую стримы, у меня есть собственная серия ковриков для мышек и футболок с изображением моего любимого танка. У меня много подписчиков, которые пристально следят за всеми активностями. В рамках такой работы с аудиторией я могу успешно запускать разные коммерческие проекты. Как показывает практика, это эффективно.

Если брать Россию, то у нас преобладает первая система заработка: за профессионализм. Потом уже идут рекламные контракты.

Способ получения дохода с помощью работы с аудиторией пока еще не так популярен, но имеет все шансы стать главным источником заработка. Для этого нужно, чтобы киберспортивная индустрия подросла и укрепилась в СНГ. Сейчас она на этапе становления, и немногие игроки могут собрать вокруг себя такое комьюнити, которое позволит существовать исключительно за счет него.

Кроме того, сейчас не с кого брать пример. Да, есть несколько человек, которые продвинулись далеко вперед и легко могут мотивировать остальных. Но их слишком мало для того, чтобы другие игроки поняли, что работа с аудиторией едва ли не самый лучший способ получать хорошие деньги.

Комментаторы

Комментаторы (кастеры) также зарабатывают деньги по принципу классического спорта. Это либо зарплатная ставка в рамках киберспортивной лиги, либо работа с аудиторией (как и игроки). Бывает, что и то и другое.

Есть много студий вещания, которые занимаются освещением eSports-мероприятий по всем дисциплинам, включая World of Tanks. Трансляции ведутся в интернете, где нет никаких границ, кроме языковых. Русскоязычная аудитория огромна, а заработок комментатора зависит именно от количества зрителей.

eSports-комментаторы получают конкурентную, достаточно высокую в рамках рынка СНГ зарплату. Должность специфичная. Техника «что вижу, то и говорю» слабо работает. Долго и со смыслом рассуждать на тему, в которой плаваешь, нельзя. Нужно углубленное знание вопроса. Если говорить о World of Tanks, то здесь обязательно нужен играющий комментатор. Причем только техники будет мало: надо владеть стратегией, тактиками.

Школы киберспортивных комментаторов, конечно, не существует. Действующие прокачанные специалисты – это геймеры-самоучки с хорошей дикцией и навыками общения с аудиторией.

В World of Tanks есть два профессионала, которые давно себя зарекомендовали: Алексей Стрельцов и Тауфик Хидри.

Если сравнивать доходы выдающегося комментатора и первоклассного игрока, то зарплата будет больше у второго. Это логично: киберспортсмен формирует дисциплину, создает контент, а кастер его освещает.

Вододелы

Слово «вододел» произошло от английской аббревиатуры VoD (Video on Demand). Это те люди, которые записывают ролики на YouTube или любом другом видеохостинге и даже ведут трансляции в интернете.

Вододелы в меньшей степени относятся к киберспорту, но являются важным элементом игровой индустрии в целом. Они освещают продукт, но не входят в eSports-инфраструктуру. Это скорее ближе к гонзо-журналистике: человек создает контент через призму своих впечатлений.

Такие видео пользуются огромным спросом. Зрителям действительно интересно. В условиях текущего развития технологий вододелы могут тягаться с классическими СМИ.

Заработок здесь идет по трем направлениям. Во-первых, это реклама: большая часть вододелов работает на YouTube, и они исправно получают деньги за клики. Но это касается только зарубежных видеоблогеров: у нас таким способом много не заработаешь. Нужен либо очень большой охват аудитории, либо большой процент платящих пользователей. Если за рубежом с этим все в порядке, то отечественным вододелам приходится изыскивать другие пути дохода. Это не вопрос наживы и гонки за барышами. Все крутится вокруг технического качества контента. Для создания хорошего ролика нужен приличный компьютер, лицензионный софт, микрофон, какая-никакая звукоизоляция. Кому интересно смотреть трансляцию, состряпанную в кустарных условиях?

Поэтому ребята активно заключают партнерки. Чем больше у тебя подписчиков, тем проще заполучить контракт. Ты договариваешься с компанией, которая производит компьютерную периферию. Это значит, что в каждом своем ролике ты выступаешь, например, в наушниках определенного производителя.

Третий способ – все та же работа с аудиторией.

Это не миф. Есть люди, которые этим зарабатывают на жизнь. За примерами далеко ходить не нужно: популярные «танкисты» Vspishka и Jove ведут свой канал на YouTube и регулярно выпускают новые видео. 

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?