11 лет назад 7 июня 2010 в 16:22 766

Помните, в прошлом году компания NVIDIA представила свои новые 3D-очки? Сильного ажиотажа это событие не вызвало – многие и сейчас не догадываются о существовании подобных устройств, а когда узнают, не проявляют особого интереса. Бывалые игроманы уже привыкли к тому, что каждая новая трехмерная технология, слоган которой по традиции составляется из слов «реалистичный», «погружение» и «уау!», гремит лишь до тех пор, пока ее не опробует в действии большое количество людей.

После знакомства с диковиной эффект новизны притупляется, а на первое место вылезают недостатки, которых всегда оказывается много. Как следствие через пару-тройку лет о технологии забывают все, кроме горстки преданных фанатов да сотрудников компании-разработчика.

Когда на рынке появились очки NVIDIA 3D Vision, многие посчитали, что это очередной «калиф на час», который выполнит свою задачу – простимулирует продажи совместимых видеокарт, – после чего уйдет в небытие. Но после внимательного изучения технологии стало ясно, что компания всерьез взялась подсадить геймера на «трехмерку»: в списке совместимых игр сразу оказались почти все популярные проекты последних лет, о выпуске специализированных мониторов и проекторов заявили многие производители, а сами очки оказались достаточно качественными для того, чтобы в них хотелось играть снова и снова.

Впрочем, и излишне оптимистичным прогнозам оправдаться было не суждено. Дальнейшее развитие 3D Vision пошло неспешно: перечень устройств с поддержкой технологии пополнился едва ли десятком новых названий (хотя обещали нам, что скоро чуть ли не каждый второй монитор сможет быть использован в паре с очками), а сами очки никто не торопился модернизировать (хотя при всех своих достоинствах они пока что весьма несовершенны). Радовало лишь то, что наиболее ожидаемые игры стали выпускаться с «врожденной» поддержкой энвидиевской трехмерной технологии.

Стало очевидно, что без дополнительного толчка, который подстегнул бы внимание IT-прессы и рядовых пользователей, 3D Vision и другие трехмерные технологии рано или поздно загнутся, как и множество их предшественниц. И этот толчок был дан, причем с весьма неожиданной стороны: юзеру дали возможность не только наслаждаться готовым продуктом, но и создавать трехмерный контент самому при помощи специализированных устройств. Итак, встречайте главного героя этой статьи – стереофотоаппарат Fujifilm FinePix Real 3D W1.

Первое знакомство
Ну что ж, для начала внимательно изучим внешний вид этого чуда-юда. У вас есть фотографии, а у меня – тестовый образец, вроде бы ничем не отличающийся от серийных. Фотоаппарат весьма крупный и увесистый, смотрится довольно симпатично. Если взглянуть на его заднюю сторону, можно подумать, что держишь в руках игровую приставку: в центре большой экран, а по бокам от него – симметрично расположенные кнопки, объединенные в блоки с волнистым рельефом. Спереди же выключенный фотоаппарат сойдет за что угодно – диктофон, портсигар или внешний диск, но это лишь до тех пор, пока не будет сдвинута шторка. Она же, кстати, является и тумблером включения фотоаппарата.

Небольшое усилие, приятный «щелк» с хорошей тактильной отдачей – и вот на вас смотрят два глаза кибернетического организма. Расположены они на расстоянии 77 мм друг от друга – прямо как у среднего человека. Маскируются ведь, и рано или поздно «заполонят всю планету» (смайл)!

Расположены объективы относительно корпуса несимметрично – смещены к его правой части. Это должно быть удобно, особенно если учесть, что кнопка включения находится слева (если смотреть фотику «в глаза»), а при съемке возникает непреодолимое желание поддержать тяжелую металлическую тушку второй рукой. Как следствие, основным героем сюжета становится средний палец (впрочем, на всех фотографиях в мире, особенно неприличных, он мелькает довольно часто (смайл)).

Также на передней панели размещены два микрофона (еще бы, монозвук на стереофотоаппарате – нонсенс) и вспышка. Более там ничего интересного нет (ну разве что надпись, у которой «3D» подсвечивается при включении), так что переходим к противоположной стороне. Экран при активации камеры демонстрирует яркую заставку, которая, что характерно, двоится и пытается собраться в объемное изображение – значит, тут и дисплей особый!

По принципу действия он практически аналогичен «объемным» календарикам, которые все любили рассматривать в детстве, – там в зависимости от угла зрения в глаз попадала одна из двух картинок, скрытых под специальным покрытием. Экран фотоаппарата настроен так, что, если глядеть на него под прямым углом, правый и левый глаз будут видеть различные изображения, и получится желанный стереоэффект.

В комплекте с FinePix Real 3D W1 идут съемная батарея, блок питания на 5 В (аккумулятор заряжается прямо в фотоаппарате), кабель micro-USB, шнурок для ношения на руке, два руководства пользователя и диск с софтом.

Глазки в кучку
Попробуем сделать первый кадр без прочтения инструкции, благо все органы управления фотоаппаратом расположены в довольно логичных местах и выглядят вполне знакомо. Признаюсь, меня немало озадачил тот факт, что и в режиме предпросмотра при поиске сюжета экран работает в 3D. Почему-то вспомнилась цитата с Bash.org.ru: «xxx: В соседнем офисе ремонт. Стояли у них две колонны из облицовочного кирпича – так они их оштукатурили и оклеили толстыми виниловыми обоями, текстурированными под облицовочный кирпич». Ну действительно, зачем мне суррогат реальной сцены, если вот она, настоящая, передо мной? Да и глаза устают от постоянных попыток не «потерять» стереоэффект на крошечном экранчике. На мой взгляд, было бы логичнее выводить на экран картинку только с одного объектива, а еще лучше – предоставить пользователю право выбора.

Когда на рынке появились очки NVIDIA 3D Vision, многие посчитали, что это очередной «калиф на час», который простимулирует продажи совместимых видюх, после чего уйдет в небытие.

В нижнем левом углу имеется «качелька» «2D / 3D», но она отвечает именно за переключение режима съемки, а не только за настройку дисплея: хочешь «плоский» предпросмотр – получай «плоскую» фотографию. В общем, опять все то же, деревянные игрушки, прибитые к потолку…

По умолчанию камера снимает «простые» кадры левым объективом, однако если порыться в меню (кстати говоря, весьма и весьма обширном), то можно задействовать и второй «электронный глаз» так, чтобы он вместе с первым делал снимок той же сцены с другими настройками – например, иным приближением или цветовым балансом. В некоторых ситуациях, уверен, эта фича будет очень востребована.

Второй любопытный момент – камера умеет записывать видео! (Черт, сюрприза не получилось – выше уже было сказано про микрофоны.) В разрешении 640 x 480 пикс. и, как все уже догадались, со стереозвуком. Вот тут, на мой взгляд, «трехмерный» режим работы дисплея как раз востребован – можно прямо по ходу съемки контролировать, достигается ли эффект «объемности» или нет. Менять в процессе записи какие-либо настройки нельзя, но можно остановить ее и начать заново, подкорректировав параллакс – смещение двух изображений относительно друг друга.

Для управления этой важнейшей настройкой предназначена двухпозиционная клавиша, расположенная слева от экрана и украшенная символом бракосочетания (смайл). Удерживая ее зажатой в том или ином положении, можно менять «сдвиг», добиваясь того, чтобы картинки гармонично дополняли друг друга до объемного изображения, а не устраивали оператору и зрителю взрыв мозгов при попытке сфокусироваться.

Наблюдателя, впрочем, может спасти использование этой же «качельки» при просмотре: даже если фотография или видеозапись сделана не с тем смещением, путем небольшого кадрирования по краям можно подстроить ее под себя. Мне, например, часто приходилось уменьшать параллакс (или, как еще говорят, сужать стереобазу), чтобы поймать вожделенный эффект.

Смотреть, но не трогать
Но, разумеется, разглядывать фотографии на крошечном экране девайса долго сможет лишь истинный мазохист. А для тех граждан, кто предпочитает получать удовольствие иными способами, компания Fujitsu выпустила специальный девайс – FinePix Real 3D V1 Digital Viewer, – при помощи которого объемные снимки можно смотреть без содрогания. По сути это восьмидюймовая цифровая фоторамка с разрешением 800 x 600 пикс., только дисплей у нее сконструирован по тому же принципу, что и у фотоаппарата. И стоит это чудо инженерной мысли всего-то каких-то… 20 000 руб. Похоже, нам, как любым нормальным героям, придется идти в обход.

Я не зря начал статью о фотоаппарате Fujitsu с рассказа об очках NVIDIA: программное обеспечение, которое идет с ними в комплекте, позволяет смотреть трехмерные фотографии, сделанные японской стереокамерой! Это вдвойне занятно, если знать, что родное ПО фотика этого делать не дает.

Фотографии камера снимает в формате MPO (Multi-Picture Object), который, к счастью, не является закрытым. И если установить штатный плеер, можно будет увидеть сделанные фото на экране монитора или проектора. Только и здесь все, мягко скажем, оказалось довольно чудесато: Photo Viewer не захотел отображать мои снимки как надо, зато Video Player не только продемонстрировал отснятый трехмерный ролик, но и позволил посмотреть статичные кадры.

Это ПО отличается хорошей функциональностью: можно выбирать, на какой дисплей выводить трехмерную картинку в полноэкранном режиме, можно менять параллакс и, наконец, можно переключиться в анаглифический (красно-синий) режим показа стереоконтента и использовать соответствующие очки, что делает необязательным наличие собственно комплекта 3D Vision. Единственное, чего не хватает софтине, – это логичности организации: многие важные пункты запрятаны слишком глубоко.

Не будь у компании NVIDIA системы, дающей возможность смотреть сделанные камерой фото и видео, мне кажется, судьба японской игрушки была бы предрешена. А так – посмотрим…

Еще надо отметить, что 3D Vision Video Player позволяет смотреть и объемные видеозаписи в традиционных форматах – например, WMV, если в них изображения для левого и правого глаза расположены бок о бок. Обычный плеер просто продемонстрирует вам две независимые картинки с текстовым предупреждением либо не покажет ничего, а Video Player «разрежет» ролик на две половины и будет выдавать на экран кадры попеременно.

Скачанный с сайта NVIDIA мини-фильм Oldtimers позволил мне ощутить себя героем картины «Человек с бульвара Капуцинов»: сцена проезда паровоза была столь реалистичной, что мне захотелось отпрыгнуть в сторону от воображаемых путей. Здесь, кстати, необходимо отметить, что замечательным дополнением к трехмерной видеосистеме будет акустика формата 5.1 или 7.1,
я же на момент теста располагал лишь хорошими наушниками.

True-качество
Но вернемся к камере и поговорим о том, достойные ли она делает снимки. На крошечном экране самого фотоаппарата они смотрятся прилично, но стоит их вывести на монитор, как становятся заметны сильная зашумленность и кривая цветопередача. Вообще, качество отдельных кадров – как у бюджетной мыльницы с «надувными» мегапикселями. Так что простора для совершенствования фотоаппарата еще очень много.

Я брал FinePix Real 3D W1 на празднование дня рождения и, покуда оставался в кондиции, сделал множество фотографий в разное время суток и при разном освещении. Отсмотрев позже полученные кадры, я заметил, что лучше всего воспринимаются те, в которых объект съемки находился на расстоянии 1-2 м от камеры и пронизывался центральным перпендикуляром к ее плоскости (проще говоря, располагался по центру). Наиболее же реалистичной была фотография праздничного стола с большой банкой солений на нем – наутро мне очень захотелось отхлебнуть из фотоаппарата, на экран которого был выведен этот кадр (смайл).

Хорошее освещение добавляет снимкам качества, но длинные жесткие тени (например, от деревьев при ярком солнце) портят стереоэффект, так как если сфокусировать взгляд на среднем плане, то на заднем начнется какое-то мельтешение. Но, что интересно, фотографии, сделанные со вспышкой в сравнительно темном помещении, такого недостатка почти лишены.

Если требуется получить кадр, в котором основной объект нельзя расположить в центре, стоит сначала сфокусироваться на предмете съемки, наполовину нажав кнопку затвора, затем зафиксировать в окне предпросмотра требуемый сюжет и надавить на нее сильнее. Кому-то, впрочем, будет удобнее отключить автоматическое определение параллакса и жестко задать его вручную – такая возможность предусмотрена настройками камеры. Кстати, корректировать смещение никто не мешает и с включенной автоматикой.

Видеозаписи в формате 3D смотрятся куда реалистичнее фотографий, что и понятно: динамика всегда в этом превосходила статику. Однако при съемке важно не менять расстояние до основного объекта – в противном случае выбранный в начале записи параллакс перестанет быть оптимальным, и вы получите лишь расплывающуюся картинку и головную боль.

Надеюсь, вы меня простите, если я не буду подробно останавливаться на тех фичах камеры, что имеются во всех современных цифромыльницах. У FinePix Real 3D W1 есть функции распознавания лиц, автоматического выбора оптимального режима работы вспышки, предусмотрены предупреждения о возможном смазывании. Также можно выбрать одну из 13 настроек для различных типов сцен, предпочесть автоматическому режиму полностью ручной либо установить приоритет выдержки / диафрагмы.

Только у нас, только для вас
Лучше я расскажу вам о тех функциях, которыми ни один другой фотоаппарат похвастать не может. Все они становятся доступны, если выбрать режим Advanced 2D или Advanced 3D. При работе с двухмерной картинкой нам предлагаются три подрежима – Tele / Wide, 2-Color и 2-Sensitivity. В первом можно настроить левый объектив на любую степень зумирования, а правый будет зафиксирован в широкоугольном положении.

Во втором каждой матрице придаются свои цветовые настройки – стандартные, с повышенными контрастностью и насыщенностью цвета либо, наоборот, с полным отсутствием последней. Ну а в третьем камера позволяет настроить правый сенсор на режим повышенной чувствительности: в то время как с левого объектива можно будет снять кадр максимум с ISO 400, на правом этот показатель сможет достигнуть 1600. При этом вы получите два снимка, различающихся в первую очередь не яркостью, а степенью смазанности: величину оптимальной выдержки для каждой линзы камера подберет автоматически.

Режим «Продвинутого 3D» позволяет фотографу сделать два снимка одного объекта с той стереобазой, которую он пожелает. Например, если вы фотографируете отдаленный предмет, смещение в 77 мм не обеспечит практически никакого эффекта объемности. Но если воспользоваться штативом и дважды щелкнуть затвором с разных позиций (оба раза будет использован левый объектив), то камера попытается сложить из ваших кадров один, трехмерный.

В настройках можно выбрать «направление обхода», то есть порядок фотографирования (сначала левый, потом правый или наоборот). Наконец, если вы, например, хотите поснимать стереопейзажи из окна движущего поезда или автомобиля, то можно выбрать режим автоматической съемки двух кадров через заданный интервал. Но тут уж, правда, никто не застрахован от того, что посреди одного из снимков внезапно окажется ствол дерева или опора линии электропередач.

И как раз здесь встает логичный вопрос: а можно ли править трехмерные фото в графических редакторах? Отвечаю: Adobe Photoshop CS4 с форматом MPO незнаком, а о соответствующих плагинах на момент написания статьи никакой информации не было. Менее навороченный редактор STOIK Imagic 5.0.2 позволяет открывать файлы, содержащие в себе более одной картинки, но по умолчанию вносить изменения может только в одну из них, да и сохранять умеет лишь с конвертированием в JPEG или какой другой «мирской» тип изображения.

Однако перед открытием файла с расширением *.mpo с помощью этой программы можно выполнить его разделение на составные части, затем обработать их в том же Photoshop, ну а в конце загрузить в стереоплеер и получить желаемый результат. Также можно прибегнуть к помощи профессионального пакета StereoPhoto Maker, чтобы вновь «склеить» изображения в файл типа MPO или JPS. Согласен, это путешествие из Петербурга в Москву через Владивосток, но о более простых методах мне пока ничего не известно. Впрочем, скоро софтописатели наверняка подтянутся (уже подтянулись. – Прим. ред.).

Программный же пакет, идущий в комплекте с камерой, увы, бесполезен чуть более чем полностью. С его помощью можно лишь смотреть «половинки» от объемных картинок, да и эта фича реализована весьма криво.

Выводы
Устройство, с которым мы сегодня познакомились, оставило настолько противоречивые чувства, что мне сложно дать ему общую оценку. С одной стороны, перед нами первый массовый цифровой стереофотоаппарат – уже за одно это ему можно было бы простить все недостатки. К тому же сконструирован девайс довольно неплохо, а широта его возможностей приятно удивляет.

Но, увы, низкое качество матриц чуть ли не сводит на нет весь восторг. При этом я не сомневаюсь, что сия проблема решаема, но на это, увы, потребуется время, а снимать в стереорежиме хочется уже сейчас. Так что если вы, как и я, очень чувствительны к качеству фотографий, то вам лучше подождать выпуска усовершенствованных версий Fujifilm FinePix Real 3D W1, а в качестве альтернативного варианта можно пока использовать специальные штативы для стереофотографии – такие продаются уже давно.

Возможно, скоро мы увидим и появление профессиональных 3D-зеркалок, которые еще больше будут похожи на фантастические ракетометы, чем на фотоаппараты. Но вероятность этого не так велика: за последние 150 лет попытки сделать стереофотографию массовой предпринимались множество раз, но всегда терпели фиаско. Возможно, мы просто слишком привыкли к плоским изображениям. И в этом ключе довольно перспективной выглядит возможность печатать снимки, сделанные с помощью Fujifilm FinePix Real 3D W1, в специализированных салонах Fujifilm.

Поверх изображения, содержащего в себе «мозаику» из обоих кадров, накладывается особое лентикулярное покрытие, состоящее из микролинз, которое при внешнем освещении снимка превратит его в улучшенную версию пресловутого «трехмерного календарика», о котором я говорил в начале статьи. Стереофотография, которую можно держать в руках и видеть в объеме без помощи специальных приспособлений, – это, мне кажется, великолепно. Жаль только, что у себя дома такую красоту нельзя будет получать еще очень долго.

А вот выпуск специальной фоторамки для FinePix Real 3D W1 – на мой взгляд, шаг ошибочный. Все-таки диагональ экрана у этого устройства маловата, а эффект объема можно поймать, лишь глядя на него под прямым углом. Да и стоимость его находится далеко за пределами разумного. Не будь у NVIDIA системы, дающей возможность смотреть сделанные камерой фото и видео, мне кажется, судьба японской игрушки была бы предрешена. А так – посмотрим, вероятно, объединение двух технологий в конечном счете позволит нам избавить наших далеких потомков от заблуждения, что их праотцы жили в плоском мире.

Очки, не заменимые линзами
Вкратце расскажу тем, кто не знает, и напомню тем, кто забыл, как работают трехмерные очки 3D Vision от NVIDIA. Они относятся к классу затворных, или, иначе, обтюрационных. Стекла этих очков – прозрачные ЖК-панели, которые попеременно закрывают экран от левого и правого глаза так, что в один момент времени мозг воспринимает только одно изображение. Очки беспроводные, а информацию о синхронизации они получают от инфракрасного передатчика.

На монитор или проектор, соответственно, попеременно выводятся кадры, снятые левой или правой камерой (реальной – для видео и фотографий, и виртуальной – для игр). Для комфортного просмотра трехмерной картинки необходимо, чтобы каждый глаз получал изображение с частотой не ниже 60 Гц.

Соответственно, видеокарта должна отрисовывать вдвое больше кадров, чем она это делала для «плоской» картинки, а устройство вывода – поддерживать требуемую частоту смены кадров. В жертву скорости, как всегда, приносится качество: существующие на данный момент «трехмерные» мониторы отличаются посредственной цветопередачей и малыми углами обзора, а проекторы выдают требуемые 120 Гц лишь при низких разрешениях – например 1024 x 768 пикс.

Конкурирующая технология от AMD предполагает использование простых поляризационных очков и специальных дисплеев, в которых нечетные и четные строки имеют различную поляризацию. Проходя через фильтры очков, кадры с «уполовиненным» вертикальным разрешением попадают каждый в свой глаз. Подобная схема работает только со специально предназначенными для нее мониторами, причем исключительно в их родном разрешении, и дает неизбежные артефакты – изображение местами двоится.

Очки от NVIDIA тоже не лишены недостатков – они сильно затемняют картинку и порой дают противное мерцание, заметное периферийным зрением, зато в них никогда не бывает артефактов,и они совместимы со всеми устройствами вывода изображения, которые поддерживают требуемую частоту.

UP

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?