12 лет назад 1 июня 2012 в 20:16 1468

Заключительную часть знаменитой научно-фантастической трилогии ждали многие. Проект, пять лет назад родившийся как просто еще один из множества ему подобных, превратился в, пожалуй, самую эпическую космическую сагу десятилетия.

Поначалу оценить ее смогли не все. Сам по себе жанр RPG (в каком бы рудиментарном состоянии ни находился ролевой компонент ME3) отпугивает множество игроков своей кажущейся нудностью и затянутостью. А антураж в стиле sci-fi, как правило, не задевает душевные струны фанатов RPG, привыкших к фэнтезийному сеттингу.

Так в чем же секрет оглушительного успеха? Сдается мне, он лежит на поверхности. Уникальность Mass Effect заключается в том, что помимо стрельбы и возможности выбора талантов протагониста нам выкатили очень крепкий сюжет, находящийся вполне на уровне голливудских блокбастеров, и кропотливо проработанную вселенную, пронизанную тысячами самых разнообразных связей, оказывающих неожиданное влияние друг на друга. Причем важным моментом стало продолжение развития мелких, казалось бы, сюжетных линий за пределами каждой части игры.

Именно эта сильная сторона проекта стала и самым главным вызовом разработчикам, когда они приступили к созданию заключительной части игры. Возможность портирования своего героя из ME2 прямо указывала на то, что нам обязательно припомнят все наши успехи и промахи. Давайте разберемся, справилась ли BioWare с поставленной ею же самой задачей.

Ради чистоты эксперимента я не стал переносить своего «прошлого» командора Шепарда, а взялся лепить его «с нуля». И сразу же мне предложили выбрать желаемый тип игры. Заметьте, это ключевой момент. Если вам по сердцу «классический» ME, в меню «Выберите тип опыта» без колебаний кликайте на «Ролевой». Не в восторге от длинных диалогов и постоянной необходимости выбора вариантов ответов?

Тогда вам прямая дорога к пункту «Действие». Сражения, по сути, станут основой геймплея и будут прерываться лишь кинематографическими вставками, где вам отводится роль наблюдателя. Зато у тех, кто выберет «Историю», не будет проблем с нехваткой боевых навыков. Этот вариант стоит предпочесть тем, кто хочет «пройти» ME3 как интерактивный фильм, не выпуская из рук миски с попкорном.

На этапе генерации персонажа ничего необычного – нам предлагают выбрать его пол, внешность (мой получился каким-то уродцем – перемудрил с редактором лица), а также основные вехи биографии. Последние почти ни на что не влияют, лишь награждая Шепарда не слишком принципиальными чертами характера да давая, опять-таки, ничего важного не меняющие ответвления в диалогах.

С первых же минут игры, еще до передачи нам управления героем, разработчики в двух словах вводят нас в курс дела – в галактике все плохо. Вернее, ужасно, в чем нам сразу же и придется убедиться. Жнецы процветают и добиваются завидных успехов в деле уничтожения разумных рас. Гибель кажется неминуемой. Однако, как встарь, Шепард встает на защиту всего, что нам дорого. Буквально за несколько минут ему удается получить массу полномочий и собственный корабль – «Нормандию». Опять (смайл).

Наша сверхзадача в игре проста: необходимо любыми средствами убедить руководство всех разумных рас выступить единым фронтом против захватчиков, которые уже вовсю штурмуют центральные миры. Впереди последняя схватка, в ней должны участвовать огромные военные силы.

Собирать их придется по крупицам, ориентируясь на показания установленного на борту «Нормандии» стратегического компьютера. Он будет постоянно оценивать ваши успехи и прогнозировать вероятность победы в финальном бою. Изначально она, как водится, «крайне мала», однако по ходу выполнения вами заданий ситуация будет постепенно улучшаться. Рассказывать дальше о сюжетной линии – значит лишать вас удовольствия от ее неожиданных поворотов. Так что давайте перейдем к общим вопросам.

Графика ME3 по сравнению со своей предшественницей претерпела совсем незначительные изменения, большинство из которых вы наверняка даже и не заметите. Думаю, это хорошо, так как помогает воспринимать третью часть именно как продолжение, а не новую игру. Возможно, с этой же целью радикальным изменениям не стали подвергать и саундтрек – он все такой же красивый, уместный и, черт возьми, научно-фантастический!

А вот экшена стало больше. Причем я имею в виду не наши собственные «пострелушки», а скорее фон. В галактике идет война. Множество эпизодов игры происходит на фоне массированных боевых действий, от чего картинка только выигрывает, хотя порой и отвлекаешься на гигантские… Ах да, проехали (смайл).

Состав компаньонов, с которыми нам придется прорубаться сквозь толпы инопланетных захватчиков, я раскрывать не буду. Хотя вы и сами наверняка догадываетесь, что среди них будут уже хорошо знакомые вам лица. С некоторыми из них в свободное от стрельбы и бросания гранат время, как и прежде, можно пофлиртовать, а то и завести серьезный роман. Но будьте осторожны: игра очень демократична к сексуальным предпочтениям пользователя, так что как бы не вышел конфуз (смайл).

Так мало-помалу, чередуя переговоры с инопланетянами, стрельбу по движущимся мишеням и невинные шалости с экипажем, мы и пробираемся к финалу. По ходу дела, буде на то желание, можно развлечься мультиплеером, организованным на базе серверов службы Origin. Она сама по себе заслуживает отдельной статьи, так что останавливаться на ней подробно не будем. Что до многопользовательских баталий, то они, увы, довольно однообразны.

Разработчики утверждают, что лучшей из возможных концовок можно достичь, вообще ни разу не вступая в групповые схватки, однако практика показывает, что сделать это не так уж просто.

Зато опыт и достижения, полученные там, оказывают влияние на силу вашего флота в финальной битве. Мне это решение кажется неоднозначным. Разработчики утверждают, что лучшей из возможных концовок можно достичь, вообще ни разу не вступая в групповые схватки, однако практика показывает, что сделать это не так уж просто.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начали. К наследуемости сюжета. Несмотря на доносящуюся с просторов Сети критику в адрес BioWare, на мой взгляд, сценаристы сделали все, что смогли. Возможно, изначально концепция сериала подразумевала слишком уж широкие возможности по уходу событий от «генеральной линии». В итоге родилось такое огромное пространство вариантов, что сплести все их в непротиворечивый узор оказалось просто нереально. Но это не значит, что авторы не старались.

Да, я наверняка не отношусь к самым отъявленным фанатом этой игровой серии, зато наверняка являюсь ее среднестатистическим, «типовым» любителем. И мне действительно трудно припомнить, что же я такое там сделал в ME1 (в далеком 2008 году), что плохо согласуется с событиями, имеющими место в третьей части.

Да, наверняка есть какие-то недочеты, раздувая которые можно учинить скандал в благородном семействе. Но скажите, зачем это делать? Какие бы там чудовищные противоречия кому-то ни мерещились, лично для меня Mass Effect все равно останется лучшей научно-фантастической (я специально акцентирую на этом внимание) игрой, в которую мне приходилось играть. UP

  • Игра: Mass Effect 3
  • Разработчик: BioWare
  • Издатель: Electronic Arts
  • Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
  • Объем дистрибутива: 15 Гбайт
  • Русификация интерфейса: есть
  • Адрес: www.masseffect.com

К вопросу о концовке
Практически сразу после официального выхода игры в Сети начало расти и крепнуть сообщество игроков, не вполне довольных концовкой Mass Effect 3. Вернее, концовками, коих разработчиками было заявлено аж шесть штук.

По идее, каждая из них автоматически выбиралась на основе многочисленных решений, которые приходилось делать в процессе прохождения, а также общей стратегии поведения пользователя. В итоге, правда, все свелось к нескольким весьма и весьма похожим друг на друга роликам, в которых, в сущности, не дается практически никаких пояснений.

Кроме того, вне зависимости от финала «повисало» множество сюжетных линий, корректно завершить которые сценаристы так и не удосужились. В подробности я вникать не имею права, так как считаю спойлеры страшнейшим из преступлений (смайл).

Как бы там ни было, а руководство Electronic Arts в течение целого месяца терпеливо доказывало своим клиентам, что именно такой финал и задумывался, поэтому переделывать его никто не будет. Впрочем, уже во время подготовки этой статьи к публикации появилась новость о том, что в защите издателя появилась-таки брешь.

Официальные сетевые ресурсы BioWare анонсировали скорый выход скачиваемого дополнения Mass Effect 3: Extended Cut. По сути, оно добавит в игру лишь новые, более подробные кинематографические вставки, которые должны наконец рассказать, что же стало с Землей, «Цитаделью», Жнецами и проч.

Причем, что характерно, представители BioWare совершенно определенно заявили, что количество концовок пересматриваться не будут, они лишь станут более детальными и ответят на большинство вопросов, накопившихся у недовольных финалом пользователей. По предварительным данным, выход Mass Effect 3: Extended Cut намечен на это лето.

Времени впереди достаточно, так что у сценаристов есть возможность серьезно дополнить сюжетную линию, а у нас появится повод пройти Mass Effect 3 еще разок (смайл).

Никто не прокомментировал материал. Есть мысли?