War Thunder в каких-либо дополнительных рекомендациях не нуждается. Это давно уже, без преувеличения, явление мирового масштаба. Нас, однако, скромных тружеников тестового фронта, любое явление, даже такое эпохальное, как War Thunder, интересует в первую голову с точки зрения того, как бы там чего пощупать и потестить на предмет загрузки видеокарты по максимуму. А звуковое сопровождение, – оно вроде как и так понятно. Ну взрыв, он и в Африке взрыв. А рёв танкового мотора (или, как вариант, авиационного двигателя) – он вроде как бы всюду одинаков. Чего там тестировать – чай не запись Лондонского симфонического оркестра в главном зале Барбикан-центра. Однако когда я узнал о том, как аудио-инженеры War Thunder кропотливо собирали великолепную звуковую палитру к играм, то понял, что звук является не менее важной составляющей игры, чем видео. Хочется просто снять шляпу и замереть в восхищении перед людьми, которые специально разыскивали аутентичные модели всех техники с аутентичными же моторами, чтобы записать их звучание.
Сегодня мы рассмотрим семь лучших гарнитур для War Thunder, которые позволят в полном объеме насладиться звуковым многообразием игры. Мы собирали нашу великолепную семерку в течение долгого времени Одни модели вы уже видели в обзорах, другие несправедливо не попали в журнал в виду ограниченного объема номера, а третьи мы заказали на тест и протестировали к спецвыпуску. Они относятся к разным ценовым категориям, а объединяет их высокое соотношение цена-качество, конкретно — достаточно точная звукопередача, детализация звука и макродинамика. Немного подробнее о звуке в играх и нашем подходе к вопросу можно прочитать здесь: https://upweek.ru/professionalnye-naushniki-protiv-igrovyh.html
Но достаточно предисловий. В бой!
Sennheiser PC373D, 20 000 руб
Проводная полноразмерная игровая стереогарнитура открытого типа PC373D производится немецкой компанией Sennheiser. Дизайн не будоражит воображение, однако внешний вид гарнитуры вызывает ощущение эдакой немецкой надёжности, капитальности и некоторой буржуазности, что ли. Такой образ всплывает в памяти благодаря красной тряпичной прокладке динамиков и плюшевому покрытию амбушюр. Покрытие предотвращает неприятное ощущение потения в жаркий день. Правда, оное же покрытие имеет тенденцию притягивать на себя всякую мелкую пыль.
У гарнитуры PC373D весьма большой и не часто встречающийся для игровых гарнитур диапазон от 15 Гц до 28 кГц, что позволяет использовать ее не только для игры, но и для прослушивания музыки. Высокое качество звучания обеспечивается также за счёт достаточно высокого показателя импеданса – 50 Ом. Да и с громкостью всё в порядке, максимальное звуковое давление составляет 116 Дб.
Шнур гарнитуры уходит в корпус звуковой карты, которая является неотъемлемой частью PC 373D. По размеру она напоминает регулятор громкости, но на деле это именно звуковая карта, оснащенная ЦАП, АПЦ, сигнальным процессором с интерфейсом USB. Для доступа ко всем возможностям карты потребуется скачать драйвер с сайта компании.
Интересная фишка – эффект 7.1 Dolby Surround, благодаря которому, находясь в War Thunder, испытываешь полное погружение в игру. Он существенно улучшает позиционирование источников звука, хотя отмечу, что благодаря отличному воспроизведению высоких частот даже в обычном режиме PC 373D обеспечивает отличный стереэффект. Для активации режима звучания 7.1 на корпусе карты есть отдельная кнопка с двухцветным индикатором, так что улучшенным стереоэффектом можно пользоваться не заходя в панель драйвера и не сворачивая игру.
Разумеется, есть эквализация на пресетах, Можно выбрать один из трёх режимов: MUSIC, ESPORT, GAME или вовсе отключить эквалайзер (режим OFF). Различаются пресеты в основном басами. В режиме MUSIC басы наиболее густые, а в режиме ESPORT – басы сильно срезаны, зато усилены высокие частоты.
Гарнитура PC373D имеет микрофон с режимом шумоподавления. Уровень шумоподавления устанавливается при помощи того же софта (вкладка NOICE REDUCTION ON/OFF). Вкладка SIDETONE софта позволяет менять громкость звука с микрофона: OFF, LOW, MID, HIGH. В любой момент микрофон можно отключить, вертикально подняв штангу микрофона вверх. Штанга микрофона гибкая, но я бы сказал, умерено гибкая. Скорее её гибкость рассчитана не на то, чтобы приближать или удалять микрофон, а на то, чтобы её случайно не сломать резким движением. Голос с этого микрофона передаётся очень чисто, с хорошими средними и даже низкочастотными обертонами, словно из тонстудии.
Оголовье на металлокаркасе выполнено из матового пластика. Снизу оголовья имеется продольная подушечка из плюша. Чашки укреплены на массивных пластиковых вилках. Вилки, в свою очередь, через внутренние слегка вращающиеся шарниры укреплены на выдвигающихся из оголовья плоских направляющих, основа которых – металлическая. Таким образом чашки можно поднимать/опускать относительно оголовья в интервале 5 см каждую, что даёт общий люфт в 10 см, позволяющий подстраивать гарнитуру даже под весьма крупную голову (с охватом минимум 60 см и более). Сидит на голове гарнитура плотно, не «болтаясь» при резких движениях.
Creative Sound BlasterX H5, 7000 руб
Бренд Sound Blaster в дополнительных рекомендациях не нуждается. Компания, которая выпустила свою первую звуковую карту тогда, когда сам Джонатан Уэндел (ака Fatal1ty) ещё в школу не пошёл, держит марку на протяжении десятилетий и в своих продуктах соблюдает баланс функциональности, качественного звучания и стоимости.
У модели Sound BlasterX H5 можно отметить весьма стильный дизайн, с бросающимися в глаза стальными матовыми элементами. Оголовье выполнено из усиленной стали с алюминиевой отделкой, что позволяет её довольно-таки широко растягивать без опасения сломать. Металлическая арматура оголовья упрятана в толстую мягкую подушку, делающую ношение на голове весьма комфортным.
Чашки крепятся к оголовью через металлические вилки матово-сального цвета. Однако использование металлических деталей не сильно повлияло на вес – всего 300 грамм. Угол наклона чашек регулируется, а вот поворота вокруг оси нет. Амбушюры выполнены из той же мягкой черной кожи с подкладкой, что и оголовье.
Микрофон – съемный, с шумоподавлением, крепится на гибкой тонкой ножке. Звук с микрофона чистый.
Кабель в тканевой оплетке длиной 1,2 метра, на мой взгляд, несколько коротковат. Кабель имеет некоторое утолщение в месте крепления к левой чашке (к той же самое, к которой подключается микрофон).
Звук – динамичный, с глубокими басами, заявлен частотный диапазон от 20 Гц до 20 кГц. Макродинамика и микродинамика очень хорошая даже на высокой мощности. Кроме того, это самая громкая гарнитур из нашего обзора, да и, пожалуй, вообще в своём классе. Что и не удивительно, учитывая, что чувствительность гарнитуры Sound BlasterX H5 составляет 118 дБ/мВт.
Пульт управления на кабеле позволяет управлять четырьмя режимами: громкостью звука, включением/выключением микрофона и звонками (что вполне разумно для гарнитуры, которую можно использовать со смартфонами или планшетами).
Подключение гарнитуры осуществляется через 4-контактный 3,5-мм разъём, позволяющий подключать Sound BlasterX H5 к смартфонам и планшетам. Если же требуется подключить гарнитуру к карте ПК, имеющей отдельный вход для микрофона и выход для аудио, то в комплект поставки входит кабель длиной 1,2 метра с Y-разветвителем.
Для Windows есть приложение Sound BlasterX Acoustic Engine Lite, расширяющее возможности настройки гарнитуры (для активации приложения Sound BlasterX Lite необходима регистрация). Свои настройки можно сохранять и привязывать к играм.
Plantronics RIG 505 LAVA, 3500 рублей
Полноразмерная, открытая, игровая гарнитура весом 200 грамм с микрофоном – это про гарнитуру RIG 505 LAVA от компании Plantronics. На первый взгляд, наибольшим отличием от двух предыдущих рассмотренных моделей является, так сказать, сборка-разборка девайса.
Материал амбушюр – «дышащая» ткань, прикрывающая очень мягкий наполнитель. Сами динамики покрыты мелкой сеткой. Внешняя сторона чашек прикрыта пластиковой решёткой с шестиугольными крупными прорезями, под которыми находится оранжевого цвета материя. Видимо это должно символизировать вулканическую лаву (название-то гарнитуры имеет слово LAVA). К тому же эта как бы «лава» выполняет и функцию обеспечения чашки вентиляцией.
Оголовье – комбинированное, состоящее из пластикового обода, к которому крепятся как чашки наушников, так и оголовье как таковое, выполненное в виде резиновой полосы, «одетой» в чёрный тканевый чехол с большой оранжевой надписью «RIG». На голове сидит хорошо.
Компоненты гарнитуры RIG 505 LAVA можно менять в соответствии с потребностями бойца. В комплект входят звукоизолирующие чашки, обеспечивающий эффект «я в танке» или, если угодно, эффект погружения. Однако при желании можно приобрести дополнительные вентилируемые чашки наушников, что даст возможность обеспечить максимальную воздухопроницаемость. А это весьма полезно как в танке, так и на корабле или в самолёте. Равным образом, конструкция оголовий позволяет поменять и их на вариант в полупрозрачном исполнении. Так что помимо первичной пользы (извлечение звука), эта гарнитура предоставляет владельцу дополнительную опцию «сделай сам», столь популярную среди некоторых граждан. Собственно, гарнитура изначально поставляется в полностью разобранном виде, так что полюбить отдых в стиле «сделай сам» придётся всем, кто её приобрёл.
Что касается звука. 40-мм динамики с низкочастотными резонаторами выдают аудиоволны в частотной полосе от 20 Гц от 20 кГц, что является стандартным показателем. Чувствительность составляет 111 дБ/мВт, . В целом звук хороший. Правда у меня возникло субъективное ощущение, что басов несколько не хватает.
Микрофон имеет функцию шумоподавления. Его гибкую штангу можно поднять вверх для отключения или просто убрать в те редкие мгновения, когда пользователь выходит из боя и решает переключиться на прослушивание музыки или просмотр фильма.
Подключение осуществляется либо через один 3,5-мм джек (для мобильных устройств), либо через дополнительный двойной 3,5-мм переходник, стандартный для подключения к ПК.
На сайте производителя указано, что к гарнитуре отдельно можно приобрести следующие аксессуары: дополнительные каркасы для оголовья (полупрозрачные или камуфляжные четырёхцветки нескольких тонов, включая кислотный бело-чёрно-оранжево-малиновый вариант, предназначенный, видимо, для джунглей какой-то далёкой-далёкой галактики); RIG-кабели (включая даже USB-кабель с фирменной звуковой картой, о чём чуть ниже); чехол для переноски и чашки для наушников
Platronics RIG 600, 5000 рублей
Гарнитура той же компании Plantronics, что и предыдущая. Физические характеристики практически такие же, как у RIG 505 LAVA: частота от 20 Гц до 20 кГц, импеданс – 32 Ома, максимальная мощность 111 Дб, диаметр динамиков — 40 мм. Поэтому сконцентрируемся в основном на отличиях.
Дизайн достаточно простой, но стильный – просто, изящно и красиво. Что-то такое в стиле Ренессанса. Амбушюры прикрыты тёмной экокожей с крупной перфорацией. Под этим материалом скрывается мягкая пластичная подкладка с «памятью формы». Точно так же оформлена и внешняя сторона оголовья. Внутренняя часть оголовья – гладкая. По бокам чехол оголовья прошит толстой нитью желтоватого цвета, из-за чего оголовье напоминает модные стильные ботинки. На улице гарантированно все будут обращать внимание на человека в такой гарнитуре. Правда к ней и одежда нужна соответствующая, стильная.
Сами чашки вращаются на 90 градусов относительно крепления к оголовью. Для игры это, конечно, не существенно. А вот при транспортировке весьма удобно. Разумеется, меняется также угол наклона чашек. Кабель крепления отстёгивается от чашки. И в случае необходимости его легко можно заменить, купив новый через сайт производителя. В комплекте, кстати, два кабеля в ленточной оплётке – один для подключения к мобильным устройствам (с одним 4-разъёмным 3,5-мм джеком), а второй – для подключения к ПК (с Y-разветвителем).
Монтаж однонаправленного микрофона у RIG 600 довольно любопытный. Вопрос вызывает не то, как инженерам удалось этого добиться, а – для чего оно нужно эдак-то? Дело в том, что у RIG 600 микрофон является частью соединительного кабеля (той его части, которая непосредственно подключается к чашке) и, таким образом, гарнитура имеет два микрофона.
На одном кабеле микрофон выглядит как классический гарнитурный микрофон – гибкая тонкая штанга, которая подводит собственно микрофон ко рту владельца. Пульт управления на этом кабеле имеет регулятор громкости и кнопку включения/выключения микрофона. На втором кабеле (которым гарнитура может быть подключена к мобильному устройству) на пульте управления имеется кнопка ответа на входящий вызов, а сам микрофон – встроенный.
Хотя, если подумать, то всё логично. С мобильным устройством и подключенной к нему гарнитурой RIG 600 можно перемещаться по улице и в такие моменты торчащий возле рта длинный гибкий держатель будет несколько смущать окружающих. Голос микрофон ловит хорошо и передаёт звук чётко, без лишних шумов. Звучание такое же четкое, как у модели RIG 505 LAVA. И обе модели получают твердое «хорошо» за макродинамику.
MONSTER FATAL1TY FXM 100, 7000 рублей
Игровая полноразмерная закрытая гарнитура Monster Fatal1ty интересна в первую очередь тем, что является продуктом совместной разработки производителя и потребителя. Для их создания объединились хорошо известная своими аудиорешениями компания Monster и американский профессиональный киберспортсмен Джонатан Вендел, известный под ником Fatal1ty.
Видимо потому, что для самого игрока дизайн «ушей» не имеет такого уж принципиального значения (за исключением практического комфорта), внешний вид гарнитуры MONSTER FATAL1TY FXM 100 имеет строгие очертания. Довольно спокойно смотрящееся пластиковое оголовье с внутренней металлической пластиной и мягкой подкладкой тёмно-вишневого цвета из искусственной кожи и обивка шумоизолирующих амбушюр того же цвета обеспечивают хороший запас прочности. Подкладка амбушюр – с «памятью формы».
Чашки имеют форму не овала, а вытянутого шестиугольника и монтируются к оголовью через массивные вилки, которые играют одновременно и роль регуляторов по высоте. Внешняя сторона чашек представляет собой усеченные шестигранные призмы, покрытые тёмным матовым пластиком с рисунком в виде блестящих точек, напоминающих перфорацию. Угол наклона чашек относительно оголовья может изменяться.
В гарнитуре использована инновационный технологии fHex720 Sound Chamber и Pure Monster Sound. Видимо благодаря этому звучание получается максимально детализированным. Частотные характеристики, правда, совершенно стандартные – от 20 Гц до 20 кГц. Но компания Monster с ее огромным опытом в сфере звуковоспроизводящих устройств, сделала динамики хорошо сбалансированными по всему частотному диапазону, а не только по низким частотам. Поэтому MONSTER FATAL1TY FXM 100 могут быть использованы не только для игр War Thunder, но и для прослушивания музыки. С макродинамикой –отлично на все сто процентов.
Съемный микрофон с шумоподавлением монтируется к левой чашке, а соединительный кабель в ленточной оплетке – к правой. Кабель подключается к игровому устройству через 4-пиновый 3,5-мм джек. Кабель, увы, несъемный. Считается, что съемный хорош возможностью замены в случае порчи (перетирания, перекуса животным, разрыв и т. п.). Однако если такой кит киберспорта, как Джонатан Вендел считает замену кабеля излишеством – можно ему поверить, что наверное это и в самом деле не так уж важно (хотя…). На кабеле находится пульт управления с кнопкой входящих вызовов, кнопки включения/выключения микрофона, регулятор громкости и дополнительный встроенный микрофон.
Вес – 385 грамм.
Marvo Scorpion Steel H8329, 1250 рублей
Следующей в нашем обзоре идет игровая проводная полноразмерная стереогарнитура с мониторными наушниками Marvo H8329 серии Scorpion Steel.
Внешний вид… рубленый. Внешне чашки напоминают голову удава или питона. Оголовье представляет собой металлическую пластину, покрытую сверху черным кожзаменителем (экокожей в терминах производителя), а с внутренней стороны красной тканью с мягкой набивкой.
Массивные черные чашки жестко связаны с оголовьем, позволяя лишь менять высоту расположения чашек относительно оголовья. Направляющие чашек, кстати, тоже из пластика (красного цвета). Сами чашки не могут изменить угол наклона. Не очень удачным стоит признать идею сделать внешнюю поверхность чашек из блестящего пластика. Очевидно, что вся поверхность чашек будет покрыта жирными пятнами в самый короткий срок после начала эксплуатации. Амбушюры закрыты мягкой накладкой с чехлом из черного кожзаменителя, обеспечивающим хорошую звукоизоляцию.
На левой чаше смонтирована штанга микрофона и кабель в красно-черной тканевой оплетке. Кабель зачетный, и длина хорошая – 2 метра. Подключение осуществляется через двойные 3,5-мм джеки. На кабеле закреплен регулятор громкости.
Динамические характеристики следующие. Чувствительность динамиков –100 дБ, импеданс – 32 Ома. Вот только диапазон воспроизводимых частот несколько удивляет. Если верхний порог вполне нормальный – 20 кГц, то нижняя граница диапазона частот этой гарнитуры – 100 Гц. Поэтому при звучании на очень глубокие басы рассчитывать не стоит. Впрочем, т. н. «верхний бас» все же попадает в границу 100 Гц. С другой стороны, это гарнитура для игры, а не для прослушивания симфонического оркестра.
Однонаправленный динамический микрофон гарнитуры смонтирован на жесткой штанге, положение которой можно изменять, поворачивая ее в пределах 90 градусов вокруг оси. Чувствительность микрофона –62 дБ. Системы шумоподавления нет.
Red Square Sonar, 1750 рублей
Для начала скажем, что эта гарнитура очень легкая, всего 190 грамм. Металлическая пластина оголовья покрыта стандартным кожзаменителем с мягкой набивкой. Такой же черный кожзаменитель прикрывает и амбушюры. На левой чашке смонтирован микрофон на длинной гибкой штанге. Из этой же левой чашки выходит соединительный кабель. На кабеле имеется пульт управления витиеватой формы. На пульте имеется кнопка включения/выключения микрофона и регулировка звука.
Кабель довольно длинный – 2,4 метра и заключен в нейлоновую оплетку – перекусить или случайно разорвать его весьма затруднительно. Подключение производится через два 3,5-мм джека, т.е. ориентировано на ПК.
Чашки наушников крепятся к оголовью при помощи стандартной металлической вилки, которая скользит внутри шестиугольного пластикового крепежа и одновременно охватывает чашки, позволяя им менять угол наклона. Конструкция не выглядит очень уж крепкой и массивной, но имеет известное изящество.
Однонаправленный микрофон смонтирован на тонкой гнущейся штанге, которая к тому же может менять градус относительно оси чашек. Звук от микрофона довольно чистый.
Наушники Red Square Sonar относятся к наушникам закрытого типа. Они имеют заявленную частоту от 20 Гц до 20 кГц, то есть достаточно стандартную для игровой гарнитуры. Также стандартными являются импеданс в 32 Ом, размер мембраны в 40мм и чувствительность 100 дБ/мВт.
Итого, вывод – чем-то экстраординарном в классе игровых гарнитур Red Square Sonar не является, .однако при вполне подъемной даже для школьника цене она обеспечивает вполне достойный звук в игре War Thunder. И это, наверное, самое главное.