О младшей игровой гарнитуре Sennheiser, GSP 300, мы недавно писали. Старшая модель, Sennheiser PC 373D, относится к совершенно другому классу устройств — это высококлассная активная гарнитура, состоящая из наушников профессионального уровня (и под профессионалами мы подразумеваем не про-геймеров, а звукорежиссеров и музыкантов), звуковой карты со встроенным декодером Dolby Surround 7.1 и направленного микрофона с шумоподавлением.
Зачем игроку гарнитура с наушниками профессионального уровня? Профессиональные игроки считают, что высококачественные наушники себя вполне оправдывают, как минимум, в шутерах. Игрок должен иметь возможность ориентироваться в окружающей обстановке по звуку, для чего необходима хорошая звукопередача. Наушники должны четко воспроизводить большое количество одновременно звучащих семплов таким образом, чтобы звуки не смешивались в нечитаемую кашу, и каждый из них можно было идентифицировать. И не просто идентифицировать, как, например, звук определенного оружия или двигателя, но и определить местонахождение его источника.
Звуковой движок игры накладывает на семпл эффекты реверберации, отражений и поглощений, описывающих окружающую обстановку; чем лучше наушники воспроизводят все детали звучания, тем лучше игрок будет ориентироваться на слух.
Более подробно мы разбирали этот вопрос в соответствующей статье.
Широкие щели с внешней стороны чашек Sennheiser PC 373D обращают на себя внимание и дают понять: перед нами наушники открытого типа. Открытые наушники обладают другим характером звучания, и самое заметное их отличие от аналогов закрытого типа — при прочих равных у закрытых наушников более мощный и глубокий бас, и более высокая детализация звука в силу лучшей звукоизоляции. С другой стороны, закрытые наушники не обеспечивают такого комфорта, как открытые, — в последних можно проводить гораздо больше времени, не ощущая дискомфорта. Для профессиональных и просто заядлых игроков это очень важно.
Конструкция у гарнитуры классическая. Наушники выглядят как студийные, мониторные, с массивными чашками и крупной дужкой, но только выглядят: детали на деле довольно легкие. Почти все элементы конструкции сделаны из пластика миллиметровой толщины, и вес PC 373D при столь внушительном внешнем виде получается относительно небольшим. Пластик умеренно гибкий, прочный, матовый не только визуально но и, так сказать, «на ощупь»: он чуть неровный, напоминающий софт тач, с едва ощутимой текстурой.
Некоторые детали сделаны из других материалов: бархатные амбушюры, резиновая вставка в середине микрофонной штанги, а также защитная сетка микрофона и декоративные вставки. Вроде как PC 373D выдержаны в стиле модной геймерской черно-красной гаммы, но с тонким намеком на другой уровень качества. Месседж для наблюдательных и понимающих.
Микрофонная штанга также является и выключателем. Когда штанга поднята, микрофон отключен, опущена — работает. Такую же конструкцию мы видели у младшей игровой гарнитуры Sennheiser, GSP 300. Регулятор громкости находится на другой чашке наушников — и он тоже аналогичен GSP 300.
Как я уже писал выше, гарнитура PC 373D активная, то есть, со звуковой картой, к которой прикреплена намертво. Карта представляет собой пластиковую капсулу размером с проводной пульт ДУ или флешку. На одном ее конце гнездо разъема micro-USB, ко второму припаян шнур гарнитуры. Законченное решение от ЦАП до динамиков гарантирует игроку ровно тот характер звучания, который задумал разработчик. Хорошо для пользователя, а для обозревателя — не особо, потому что не удастся посмотреть, как работает эквализация.
В меню драйвера минимум настроек. Эквалайзер представлен выключателем и тремя пресетами — Music, Esport, Game. Первый и третий очень похожи, это тонкомпенсация, но в режиме Music усиление низких и особенно высоких частот мощнее. Режим Esport, похоже, нужен только для лучшего общения с тиммейтами, он акцентирует средние частоты (Этот режим режет НЧ, используется в шутерах типа CS:GO, чтобы шаги противников не были замаскированы звуками взрывов и т.д. — прим. представителя Sennheiser).
Во второй вкладке находится выключатель эффекта шумоподавления. Включается — и выключается. В третьей закладке за названием Sidetone скрывается режим Loopback с тремя уровнями громкости собственного голоса в наушниках. Может пригодится ночью, чтобы не приходилось орать на всю квартиру, силясь услышать себя через наушники и звуковое сопровождение игры.
Наконец, последний, и самый любопытный эффект, Dolby Surround 7.1, который включается не только через панель драйвера, но и отдельной кнопкой с индикатором на корпусе звуковой карты. Обычно этот набор букв и цифр означает восьмиканальную звуковую дорожку в фильме, соответствующего стандарта, и было бы логично думать, что поддержка Dolby Surround 7.1 гарнитурой означает умение пересчитывать восьмиканальную звуковую дорожку для пары наушников. Но, похоже, это какой-то энхансер: включение эффекта дает расширение стереобазы, приятное, без возрастания уровней шума и искажений, но вычислять источники звуков этот эффект не сильно помогает. Скорее даже наоборот, такое ощущение, что эффект включает реверберацию, благодаря чему пропадает характерный для наушников эффект панорамы внутри головы, но само местоположение источников звука становится куда менее очевидным.
В общем, хорошая вещь для фильмов и игр, в которых ориентация по звуку не важна, но в шутерах и в других PvP-играх, где важно понимать расположение противника, я бы этот эффект отключал.
Наконец, качество звука. Широченный заявленный диапазон воспроизводимых частот (от 15 Гц!), похоже, относится к звуковой карте, но и у наушников он тоже внушительный. Наушники честно играют от 30 Гц, никаких перекосов тонального баланса или подъемов/провалов в области НЧ нет, впрочем, как и во всем рабочем диапазоне. Динамика — отличная, в тесте FSQ гарнитура PC 373D легко справилась с воспроизведением симфонической музыки с отличной передачей голосов инструментов, так что воспроизвести несколько семплов в играх одновременно ей не составит труда. Из музыкальных инструментов очень понравилось воспроизведение фортепиано. А еще отметим отличный запас громкости, наушники можно использовать в любом клубе или другом общественном месте, где захочется поиграть или посмотреть фильм.